воскресенье, 25 мая 2014 г.

Теория поколений



Теория поколений разработана американскими историками  Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом.
В этой концепции систематизированы ведущие ценности для людей разных поколений, сформировавшихся в США в различные исторические периоды. 
 








Адаптацию Теории Поколений для России в 2003 - 2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис - координатора проекта Rugenerations.
 

Проблема поколений

Разница в возрасте сотрудников  часто ведет к конфликтам между ними, провоцирует стрессовые ситуации. Если она составляет  от 10-12 до 20-25 лет, то между работниками формируются не только профессиональные, но и культурные противоречия.
Социальные различия между пожилыми и молодыми сотрудниками проявляются во многом. Во-первых, молодые работники рассчитывают на высокую, в соответствии с рыночными стандартами, оплату труда. Руководитель компании знает, что если он не даст соответствующий оклад тому или иному молодому специалисту, то последний может уйти к конкуренту. А ветераны, рассматривающие компанию как «второй дом», привыкшие к коллективу, к своей работе, условиям труда, будут согласны и на низкую зарплату. Старым сотрудникам обидно, что молодые работники, только что пришедшие на предприятие, начинают зарабатывать значительно больше их.
Молодые демонстрируют новые знания, щеголяют новыми терминами и хорошим английским. У них - установка на повышение квалификации и продолжение образования. Они рационально строят карьеру, нередко высокомерны и ироничны в общении. Молодые по-другому одеты, ездят на собственных машинах, ходят в ночные клубы, всячески демонстрируют ценности и образ жизни среднего класса. Ветераны видят перед собой «племя молодое, незнакомое» и чувствуют, что скоро должны будут уступить им дорогу.
Если противоречия между «старожилами» и «чужаками» становятся глубокими и непреодолимыми, компания может расколоться на два лагеря, между которыми начнется карьерная война по всем законам военного времени: с наступлениями и атаками, со своими героями и побежденными, победами и проигрышами, шпионажем и предательством и т.п. В результате производительность компании падает, обстановка накаляется, напряжение в коллективе растет.
Что должен делать руководитель в этом случае?
  • Во-первых, провести социально-психологический анализ профессиональных «ролей», выполняемых работниками-ветеранами, выделить полезные и вредные, мешающие успешной работе компании.
  • Во-вторых, работников-ветеранов, выполняющих полезные функции, оставить в компании.  К перспективам других сотрудников  следует отнестись дифференцированно. Так, если те или иные работники приносят моральный или материальный ущерб предприятию, можно использовать политику западных компаний, которая заключается в том, что перед увольнением сотрудники получают солидное выходное вознаграждение.
  • В-третьих, может быть предложена и другая кадровая схема: ветеранов,  не приносящих пользы компании, следует объединить в специально созданный для них экспертный совет, выведенный за пределы организационной структуры предприятия. Сохранив  им  заработную  плату, можно  передать реальные полномочия, которыми они обладали ранее, другим сотрудникам.

среда, 23 апреля 2014 г.