пятница, 15 мая 2015 г.

Окно Джохари

В середине прошлого века двумя психологами (Джозефом Луфтом и Харри Ингхэмом) была предложена психологическая модель самопознания (иногда её называют также моделью личностного роста), которая продолжает сохранять свою актуальность и в настоящее время. Кстати, обратите внимание на название модели – слово «Джохари» образовано от имён учёных.
Несмотря на то, что методика «Окно Джохари» имеет разные названия, ни суть, ни её эффективность от этого не меняются. Модель рассчитана на то чтобы любой человек, используя её, получил возможность заглянуть внутрь своего существа, определить свои преимущества и недостатки и найти способ усилить сильные стороны своей личности.
Окно Джохари
Схематично «Окно Джохари» выглядит так:


Давайте поясним:
   Открытая зона – это то, что вы знаете о самом себе
   Слепая зона – это то, что другие люди знают о вас
   Скрытая зона – это то, что другие люди не знают о вас
   Неизвестная зона – это то, что вы сами не знаете о себе
Теперь более подробно:
Открытая зона
Эта зона является самой важной. Она представляет собой, так сказать, открытый мир. В него входит всё, что вы знаете о себе; та часть вашей жизни, которой вы делитесь с окружающими людьми. Другими словами, это ваше самосознание, ваше Я. На практике необходимо поместить всё из других трёх зон именно в эту, т.е. в идеальной ситуации все зоны должны будут стать или совсем маленькими или вообще исчезнуть. А открытая зона, в свою очередь, должна стать как можно больше. Сама же работа по расширению открытой зоны длится на протяжении всей жизни человека.
Слепая зона
Слепая зона предоставляет человеку увидеть свои собственные недостатки. Сюда можно отнести всё то, что вы сами в себе не замечаете, чему не придаёте значения, а также завышенную самооценку (если она есть, конечно). Эту зону необходимо уменьшить. И для начала нужно задать себе ряд вопросов:
   Как я отношусь к критике других людей?
   Как я реагирую, когда вижу непонятную мне реакцию окружающих людей, вызванную моим поведением?
   Насколько часто я прошу окружающих дать оценку моим поступкам и действиям?
   Чем я руководствуюсь, когда интерпретирую реакцию окружающих на своё поведение?
Слепая зона может быть уменьшена посредством общения с другими людьми. Как бы неприятно было вам выглядеть в своих глазах некрасиво и быть задетым, гораздо важнее знать о своих недостатках, чтобы иметь возможность изменить их, тем самым сделав себя лучше. Запомните, зачастую самые неожиданные и неприятные вещи о нас самих являются самыми необходимыми, т.к. «поставляют» нам «материал» для работы над собой.
Скрытая зона
К скрытой зоне можно отнести всё то, что вы знаете о себе, но всеми силами скрываете от окружающих людей. В большинстве случаев это сопряжено именно с социумом. Это может быть, к примеру, отсутствие возможности быть самим собой или необходимость принимать навязанные правила и порядки. Люди с преобладающей скрытой зоной, как правило, недоверчивы, скрытны и не могут раскрыться даже в обществе наиболее близких людей.
Чтобы сократить размеры представленной зоны, необходимо сделать так, чтобы как можно реже попадать в неудобные для вас ситуации. Например, если вы общаетесь в кругу людей, которые вас не уважают и не ценят, лучше будет сменить круг общения. Если вы испытываете страх перед выступлениями на публике, можно либо не выступать и перестать пытаться стать хорошим оратором, либо пройти специализированное обучение или тренинг, который поможет вам овладеть ораторским мастерством (найти его можно здесь). Главное – это уяснить суть: перестать жить и функционировать в неприятных, сковывающих, враждебных условиях.
Неизвестная зона
Неизвестную зону можно назвать наиболее проблематичной. Однако именно в ней кроется ваш скрытый потенциал; она открывает возможности к личностному росту, самоанализу, развитию своих скрытых способностей и талантов.
Неизвестная зона может быть уменьшена через выявление этих самых скрытых способностей, расширение зоны комфорта, получение новых знаний и освоение новых навыков.
Итого
Работа человека над собой, как совсем нетрудно увидеть, представляет собой процесс, с одной стороны, предельно понятный, а с другой, довольно трудоёмкий. Но если вспомнить о цели этой работы, то усилия стоит приложить, ведь через самопознание может быть достигнут качественно новый уровень жизни, т.к. оно позволяет избежать массы неприятностей, щекотливых ситуаций, стрессов и проблем.
К примеру, если вы относите себя к трудолюбивым людям, но знаете, что вам быстро наскучивает однообразная работа, вы можете не устраиваться на такую работу, которая будет многообразной, или же сменить ту, которая вас не устраивает. Если вам нравится много говорить, но большая часть ваших речей – это пустая болтовня, вы можете начать уделять больше внимания тому, что говорите, или расширять свой кругозор.
И снова стоит напомнить, что самопознание – это непрерывный процесс, который может продолжаться бесконечно долго. Очень важно не останавливаться на достигнутых результатах и продолжать разбираться в себе, узнавать себя. Самопознание – это путь длиною в целую жизнь.
Теперь же давайте поговорим о том, как происходит работа с «Окном Джохари» на практике.
Работа с Окном Джохари
В процессе работы с «Окном Джохари» необходимо заполнить все зоны. Для этого сначала, естественно, нужно взять лист бумаги и разделить его на четыре части, подписав каждую так же, как на схеме, которую вы видели в начале.
Но как заполнять зоны? На самом деле, есть очень простой и удобный способ заполнения зон «Окна Джохари» – это вписывание в него эпитетов из специального набора (мы представим набор ниже, но вы можете придумать и свой собственный).
На первом этапе вы вписываете эпитеты в те зоны, которые относятся к вашим знаниям о себе, а на втором – предлагаете проделать аналогичные действия свои родным, друзьям, знакомым, коллегам по работе. Если же вы не хотите, чтобы кто-то читал ваши мысли о себе, то можете поменять этапы местами.
Итак, вот набор эпитетов, который вы можете использовать при работе с «Окном Джохари»:
Энергичный, экстравагантный, эксцентричный, щедрый, чувствительный, храбрый, хитрый, упорный, упёртый, умный, уверенный, тихий, тщеславный, талантливый, счастливый, сообразительный, спокойный, слабый, своенравный, религиозный, рассудительный, разный, ранимый, преданный, педантичный, продуманный, понимающий, отверженный, отважный, обаятельный, нежный, нервный, напористый, независимый, надёжный, мудрый, мнительный, милый, ласковый, легковерный, ловкий, истеричный, избирательный, ищущий, знающий, заботливый, застенчивый, добрый, дерзкий, весёлый, внимательный, важный, верный, воображающий и т.п.
Подбираем те эпитеты, которые можем отнести к своей личности, и вписываем их в зоны на листе. То же самое проделывают те, кого вы попросили. После того как все зоны будут заполнены, можно смело приступать к интерпретации результатов.
«Окно Джохари» наглядно демонстрирует человеку, что у него не только есть положительные и отрицательные черты, но также и то, что открытость во взаимодействии с другими людьми способна помочь разрешить множество проблем, как внутриличностного, так и социального, группового характера.
Если человек будет стараться как можно чаще смотреть внутрь себя самого, а также на тех, с кем он общается, ему будет гораздо проще подбирать подходящие стратегии общения и находить выходы из разных жизненных ситуаций. Кроме того, человек получает возможность и избегать множества трудностей в процессе достижения поставленных целей и намеченных результатов.
Кстати говоря, вот классная практика: позовите нескольких друзей и поработайте с «Окном Джохари» для каждого из собравшихся. Можно даже не прибегать к использованию листков и ручек, а просто в словесной форме рассказать другим о себе, попросить их рассказать вам о вас, затем выслушать, что они думают о себе, и рассказать самим, что вы думаете о них. После всего этого каждый сможет сделать соответствующие выводы.

Запомните, что в нашей повседневной жизни мы должны учиться целенаправленно изменять размеры зон «Окна Джохари», руководствуясь при этом особенностями каждой конкретной ситуации и выстраивая линию своего поведения самым эффективным способом. Всё это позволит нам на высшем уровне взаимодействовать и с самими собой, и с теми, с кем мы общаемся, ну, и, конечно же, постоянно узнавать что-то новое о себе.

вторник, 12 мая 2015 г.

Сказка о Ненужной Жертве

Поучительная история о том, чем мы жертвуем ради своих детей и о том, нужно ли им это на самом деле.
- Здесь занимают очередь на жертвоприношение? 
- Здесь, здесь! За мной будете. Я 852, вы – 853. 
- А что, так много народу? 
- А вы думали??? Одна вы, что ли, такая умная? Вон, все, кто впереди – туда же. 
- Ой, мамочки… Это когда же очередь дойдет? 
- Не беспокойтесь, тут быстро. Вы во имя чего жертву приносите? 
- Я – во имя любви. А вы? 
- А я – во имя детей. Дети – это мое все! 
- А вы что в качестве жертвы принесли? 
- Свою личную жизнь. Лишь бы дети были здоровы и счастливы. Все, все отдаю им. Замуж звал хороший человек – не пошла. Как я им отчима в дом приведу? Работу любимую бросила, потому что ездить далеко. Устроилась нянечкой в детский сад, чтобы на виду, под присмотром, ухоженные, накормленные. Все, все детям! Себе – ничего. 
- Ой, я вас так понимаю. А я хочу пожертвовать отношениями… Понимаете, у меня с мужем давно уже ничего не осталось… У него уже другая женщина. У меня вроде тоже мужчина появился, но… Вот если бы муж первый ушел! Но он к ней не уходит! Плачет… Говорит, что привык ко мне… А мне его жалко! Плачет же! Так и живем… 
- А вы? 
- Я тоже плачу… Мучаюсь вот, давно уже… С ума сойду скоро! 
- Да, жизнь такая жестокая штука… Всегда приходится чем-то поступаться. Приносить что-то в жертву… 
Распахивается дверь, раздается голос: «Кто под №852? Заходите!». 
- Ой, я пошла. Я так волнуюсь!!! А вдруг жертву не примут? Не забудьте, вы – следующая. 
№ 853 сжимается в комочек и ждет вызова. Время тянется медленно, но вот из кабинета выходит №852. Она в растерянности. 
- Что? Ну что? Что вам сказали? Приняли жертву? 
- Нет… Тут, оказывается, испытательный срок. Отправили еще подумать. 
- А как? А почему? Почему не сразу? 
- Ох, милочка, они мне такое показали! Я им – ррраз! – на стол жертву. Свою личную жизнь. Они спрашивают: «А вы хорошо подумали? Это же навсегда!». А я им: «Ничего! Дети повзрослеют, оценят, чем мама для них пожертвовала». А они мне: «Присядьте и смотрите на экран». А там такое кино странное! Про меня. Как будто дети уже выросли. Дочка замуж вышла за тридевять земель, а сын звонит раз в месяц, как из-под палки, невестка сквозь зубы разговаривает… Я ему: «Ты что ж, сынок, так со мной, за что?». А он мне: «Не лезь, мама, в нашу жизнь, ради бога. Тебе что, заняться нечем?». А чем мне заняться, я ж, кроме детей, ничем и не занималась??? Это что ж, не оценили детки мою жертву? Напрасно, что ли, я старалась? 

Из двери кабинета доносится: «Следующий! №853!». 
- Ой, теперь я… Господи, вы меня совсем из колеи выбили… Это что ж??? Ай, ладно! 
- Проходите, присаживайтесь. Что принесли в жертву? 
- Отношения… 
- Понятно… Ну, показывайте. 
- Вот… Смотрите, они, в общем, небольшие, но очень симпатичные. И свеженькие, неразношенные, мы всего полгода назад познакомились. 
- Ради чего вы ими жертвуете? 
- Ради сохранения семьи… 
- Чьей, вашей? А что, есть необходимость сохранять? 
- Ну да! У мужа любовница, давно уже, он к ней бегает, врет все время, прямо сил никаких нет. 
- А вы что? 
- Ну что я? Меня-то кто спрашивает? Появился в моей жизни другой человек, вроде как отношения у нас. 
- Так вы эти новые отношения – в жертву? 
- Да… Чтобы семью сохранить. 
- Чью? Вы ж сами говорите, у мужа – другая женщина. У вас – другой мужчина. Где ж тут семья? 
- Ну и что? По паспорту-то мы – все еще женаты! Значит, семья. 
- То есть вас все устраивает? 
- Нет! Нет! Ну как это может устраивать? Я все время плачу, переживаю! 
- Но променять на новые отношения ни за что не согласитесь, да? 
- Ну, не такие уж они глубокие, так, времяпровождение… В общем, мне не жалко! 
- Ну, если вам не жалко, тогда нам – тем более. Давайте вашу жертву. 
- А мне говорили, у вас туту кино показывают. Про будущее! Почему мне не показываете? 
- Кино тут разное бывает. Кому про будущее, кому про прошлое… Мы вам про настоящее покажем, хотите? 
- Конечно, хочу! А то как-то быстро это все. Я и подготовиться морально не успела! 
- Включаем, смотрите. 
- Ой, ой! Это же я! Боже мой, я что, вот так выгляжу??? Да вранье! Я за собой ухаживаю. 
- Ну, у нас тут не соцреализм. Это ваша душа таким образом на внешнем виде отражается. 
- Что, вот так отражается? Плечи вниз, губы в линию, глаза тусклые, волосы повисшие… 
- Так всегда выглядят люди, если душа плачет… 
- А это что за мальчик? Почему мне его так жалко? Славненький какой… Смотрите, смотрите, как он к моему животу прижимается! 
- Не узнали, да? Это ваш муж. В проекции души. 
- Муж? Что за ерунда! Он взрослый человек! 
- А в душе – ребенок. И прижимается, как к мамочке… 
- Да он и в жизни так! Всегда ко мне прислушивается. Прислоняется. Тянется! 
- Значит, не вы к нему, а он к вам? 
- Ну, я с детства усвоила – женщина должна быть сильнее, мудрее, решительнее. Она должна и семьей руководить, и мужа направлять! 
- Ну так оно и есть. Сильная, мудрая решительная мамочка руководит своим мальчиком-мужем. И поругает, и пожалеет, и приголубит, и простит. А что вы хотели? 
- Очень интересно! Но ведь я ему не мамочка, я ему жена! А там, на экране… Он такой виноватый, и к лахудре своей вот-вот опять побежит, а я его все равно люблю! 
- Конечно, разумеется, так оно и случается: мальчик поиграет в песочнице, и вернется домой. К родной мамуле. Поплачет в фартук, повинится… Ладно, конец фильма. Давайте завершать нашу встречу. Будете любовь в жертву приносить? Не передумали? 
- А будущее? Почему вы мне будущее не показали? 
- А его у вас нет. При таком настоящем – сбежит ваш выросший «малыш», не к другой женщине, так в болезнь. Или вовсе – в никуда. В общем, найдет способ вырваться из-под маминой юбки. Ему ж тоже расти охота… 
- Но что же мне делать? Ради чего я тогда себя буду в жертву приносить??? 
- А вам виднее. Может, вам быть мамочкой безумно нравится! Больше, чем женой. 
- Нет! Мне нравится быть любимой женщиной! 
- Ну, мамочки тоже бывают любимыми женщинами, даже часто. Так что? Готовы принести себя в жертву? Ради сохранения того, что имеете, и чтобы муж так и оставался мальчиком? 
- Нет… Не готова. Мне надо подумать. 
- Конечно, конечно. Мы всегда даем время на раздумья. 
- А советы вы даете? 
- Охотно и с удовольствием. 
- Скажите, а что нужно сделать, чтобы мой муж… ну, вырос, что ли? 
- Наверное, перестать быть мамочкой. Повернуться лицом к себе и научиться быть Женщиной. Обольстительной, волнующей, загадочной, желанной. Такой цветы дарить хочется и серенады петь, а не плакать у нее на теплой мягкой груди. 
- Да? Вы думаете, поможет? 
- Обычно помогает. Ну, это в том случае, если вы все-таки выберете быть Женщиной. Но если что – вы приходите! Отношения у вас замечательные просто, мы их с удовольствием возьмем. Знаете, сколько людей в мире о таких отношениях мечтают? Так что, если надумаете пожертвовать в пользу нуждающихся – милости просим! 
- Я подумаю… 
№853 растерянно выходит из кабинета, судорожно прижимая к груди отношения. №854, обмирая от волнения, заходит в кабинет. 
- Готова пожертвовать своими интересами ради того, чтобы только мамочка не огорчалась. 
Дверь закрывается, дальше ничего не слышно. По коридору прохаживаются люди, прижимая к груди желания, способности, карьеры, таланты, возможности, любовь – все то, что они готовы самоотверженно принести в жертву… 

Сказки Эльфики, «Жертва»
Источник >>

понедельник, 27 апреля 2015 г.

Квадрат Декарта как техника принятия решений

Нынешний век является веком высоких технологий, суперсовременных разработок и бешеного ритма жизни. Ежедневно жизнь сталкивает нас лицом к лицу с необходимостью решения огромного количества задач, для чего нам приходится постоянно размышлять над тем, какой выбор стоит сделать в каждой отдельно взятой ситуации. И размышляя над тем, каким пойти путём, все мы используем какие-то свои навыки, методы и техники принятия решений, которые основываются, главным образом, на нашем жизненном опыте, мнениях, позициях, взглядах, точках зрения. Но всегда ли наши способы принятия решений хороши и эффективны? Можно с уверенностью сказать, что далеко не всегда.
Техника принятия решений, о которой мы поговорим в этой статье, кончено, не является волшебной, однако настолько адаптивна и проста в использовании, что считается, пожалуй, одной из самых лучших, имеющихся на сегодняшний день. Называется она «Квадратом Декарта».
Чтобы не возникало лишних вопросов, следует сказать, что автором данной техники является Рене Декарт – французский философ, физиолог, физик, механик, математик, а также основоположник алгебраической символики и аналитической геометрии и автор философского метода радикального сомнения.

Квадрат Декарта
_________________________________________________________________________________
Квадрат Декарта является предельно простой техникой принятия решений, которая требует для своего использования очень небольшого количества времени. При помощи Квадрата Декарта легко установить наиболее значимые критерии выбора, а также оценить последствия любого варианта принимаемого решения.
Если взглянуть на жизнь обычного человека, то можно увидеть, что когда он оказывается в ситуации, где необходимо принимать решения, он, как правило, концентрируется на одной или двух его особенностях, тем самым загоняя себя в своеобразный тупик, в котором не замечаются другие значимые критерии выбора. Кроме того, стандартное мышление человека способствует тому, что он задаёт себе всего лишь один вопрос: «Что будет, если это произойдёт?», ведь обычный сценарий поведения подразумевает выполнение какого-либо действия и оценку последующей за ним обратной связи. Но на практике уже было сотни раз доказано, что в первую очередь необходимо сначала основательно подумать и только после этого выполнять действие. И Квадрат Декарта как раз и рассчитан на то, чтобы сначала подумать, но не просто перебрать в голове несколько вариантов, а расписать всё на бумаге, следуя определённой технологии.
В качестве примера можно привести следующую ситуацию: вы хотите сменить род деятельности (устроиться на новую работу, заняться своим бизнесом, уйти во фриланс и т.д.), но никак не можете избавиться от сомнений на этот счёт. Вы, конечно, видите все плюсы и преимущества нового вида деятельности, но не знаете, что это такое – заниматься тем, чем вы ещё не занимались, и, соответственно, колеблетесь в принятии решения. Так вот: используя Квадрат Декарта, вы можете посмотреть на сложившуюся ситуацию с четырёх разных сторон (продолжим рассмотрение этого примера чуть позже).

Как пользоваться Квадратом Декарта?
_________________________________________________________________________________
Для использования Квадрата Декарта вам понадобится листок бумаги, ручка или карандаш. Как только эти инструменты будут готовы, вы можете приступать к работе с Квадратом, которая подразумевает ответы на четыре основных вопроса. Эти четыре вопроса можно образно представить как четыре пункта наблюдения за проблемой, с которых можно рассмотреть проблему с разных сторон и получить о ней наиболее объективное представление. И ещё: очень важно дать на каждый из четырёх вопросов как можно большее количество ответов, т.к. это позволит рассмотреть максимальное количество особенностей проблемы.

Итак, Квадрат Декарта выглядит следующим образом:


Задаём себе последовательно четыре вопроса и отвечаем на них следующим образом:Для наглядного рассмотрения принципа работы Квадрата Декарта давайте возьмём тот же пример с изменением рода деятельности, который мы рассматривали выше.

Что случится, если это произойдёт?
_________________________________________________________________________________
Данный вопрос подразумевает поиск плюсов от получения желаемого. Под словом «это» следует иметь в виду реализацию принимаемого решения. Первый вопрос является наиболее очевидным и по этой причине очень важно находить как можно больше ответов, т.е. не останавливаться на том, что первым приходит на ум. Ответы на этот вопрос будут служить вам мотивацией к принятию решения.
Что случится, если я поменяю род деятельности?
Если я поменяю род деятельности, я сделаю первый шаг к своей мечте – заниматься тем, чем мне действительно нравится.
Если я поменяю род деятельности, я смогу перестать работать «на дядю» и сам контролировать и свою работу, и свой доход.
Если я поменяю род деятельности, это скажет о моей смелости, и я стану больше уважать самого себя.
Если я поменяю род деятельности, я смогу доказать тем, кто меня окружает, что серьёзно намерен изменить свою жизнь.
Если я поменяю род деятельности, это станет моей мотивацией к получению новых знаний, овладению новыми навыками.
Если я поменяю род деятельности, смогу скорее начать заниматься чем-то новым.
Если я поменяю род деятельности, я перестану сомневаться насчёт правильности своего выбора.

Что случится, если это НЕ произойдёт?
_________________________________________________________________________________
Данный вопрос подразумевает поиск плюсов от неполучения желаемого. Другими словами, ответы на второй вопрос покажут вам, что случится, если вы откажетесь от реализации принимаемого решения, и всё останется так же, как и было раньше. Отвечая, записывайте все преимущества настоящего положения дел, которые вы не хотели бы потерять.

Что случится, если я не поменяю род деятельности?
Если я не поменяю род деятельности, мне не нужно будет отказываться от привычного образа жизни.
Если я не поменяю род деятельности, я не буду переживать по поводу того, что придётся осваивать новые знания и учиться новым вещам, ведь это может не получиться.
Если я не поменяю род деятельности, я смогу спокойно отдыхать в свои выходные дни.
Если я не поменяю род деятельности, мне не нужно будет ни перед кем объясняться или оправдываться.
Если я не поменяю род деятельности, я смогу подумать об этом в будущем. Возможно, действительно стоит повременить.
Если я не поменяю род деятельности, я смогу предаваться грёзам о том, как занимаюсь тем, что мне действительно нравится.
Если я не поменяю род деятельности, я докажу окружающим меня людям, что меня устраивает текущее положение дел.

Чего НЕ случится, если это произойдёт?_________________________________________________________________________________
Данный вопрос подразумевает поиск минусов от получения желаемого. Проще говоря, ответы на третий вопрос будут представлять собой ту цену, которую вы должны будете заплатить за реализацию принимаемого решения.
Чего не случится, если я поменяю род деятельности?
Если я поменяю род деятельности, я уже не смогу жить той жизнью, к которой так привык за много лет.
Если я поменяю род деятельности, я уже не смогу откладывать действия по поиску новых возможностей.
Если я поменяю род деятельности, я уже не смогу отдыхать в привычные для меня выходные дни.
Если я поменяю род деятельности, у меня уже не будет достаточного количества времени на бесцельное, но приятное времяпрепровождение.
Если я поменяю род деятельности, у меня уже не будет возможности общаться с прежними коллегами и ходить на весёлые корпоративы.
Если я поменяю род деятельности, ко мне уже не будет прежнего отношения окружающих меня людей.

Чего НЕ случится, если это НЕ произойдёт?
_________________________________________________________________________________
Данный вопрос подразумевает поиск минусов от неполучения желаемого. Отвечая на четвёртый вопрос, вы отсекаете оставшиеся «не», мешающие реализации принимаемого решения. На этом этапе рекомендуется отвечать как можно быстрее, опираясь на интуицию.
Чего не случится, если я не поменяю род деятельности?
Если я не поменяю род деятельности, у меня не появится возможности реализовать свою мечту – зарабатывать, занимаясь тем, что мне действительно нравится.
Если я не поменяю род деятельности, я не смогу перестать работать «на дядю», а значит, не смогут самостоятельно контролировать свою работу и свой доход.
Если я не поменяю род деятельности, я не стану больше уважать себя, т.к. покажу страх перед переменами в жизни.
Если я не поменяю род деятельности, никто (в том числе, и я сам) не поверит в серьёзность моих намерений изменить жизнь.
Если я не поменяю род деятельности, у меня так и не появится мотивации к получению новых знаний и овладению новыми навыками.
Если я не поменяю род деятельности, я не смогу избавиться от своих сомнений и так и останусь в переживаниях по поводу того, что не принял решения.
На самом деле, применять Квадрат Декарта можно не только к сфере профессиональной деятельности, но и к любой другой области жизни. Но важно раз и навсегда уяснить, что все свои ответы нужно именно записывать, а не отвечать мысленно. Во-первых, вы можете просто запутаться в своих ответах, а во-вторых, подсознание человека работает таким образом, что игнорирует частицу «НЕ», по причине чего велика вероятность допущения ошибок. Поэтому, обязательно используйте листок и ручку, можно даже распечатать Квадрат в большом формате, и отвечать на каждый из вопросов в соответствующем секторе. А сам процесс записи ответов будет как бы конвертировать мысленные доводы и фантазии в логическую буквенную форму, что и окажет вам существенную помощь в принятии решения.

понедельник, 6 апреля 2015 г.

Рада Грановская: Люди с клиповым мышлением элитой не станут

О том, как меняется мышление в эпоху высоких технологий, в интервью  рассказала профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России" Рада Грановская.
— Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?
— Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.
Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.
— Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?
— Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.
— И чем это объясняется?
— Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало Но в вашу задачу это не входило.
Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что "кто-то поднял что-то на кого-то". Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.
На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот — и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает.
— А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?
— В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке.
— Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?
— Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.
— А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?
— Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового — людьми экрана.
— И что для них характерно?
— Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.
Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.
Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель — скорость.
— Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?
— Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.
И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.
— Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?
— Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.
— В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?
— К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: "не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф". Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.
— Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?
— Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее. 
Беседовала Татьяна Хрулева

Сертификат

Вот такие сертификаты я теперь выдаю участникам тренингов!