воскресенье, 17 мая 2015 г.

Матрица Эйзенхауэра

В нескончаемом потоке повседневных дел с лёгкостью можно запутаться, ведь с каждым днём их становится всё больше. Незавершённые вчерашние дела становятся сегодняшними, а то, что мы не успели сделать сегодня, автоматически перекладывается на завтрашний день. В итоге всяческих дел может накопиться столько, что потом не разберёшь: что сделано, что в процессе, а что ещё только дожидается своего часа.
Такие или подробные ситуации зачастую происходят у людей, которые не уделяют должного внимания процессу планирования своей деятельности. Естественно, ведь навыкам тайм-менеджмента и управления временем не учат в школе, а многие родители и прочие люди, выступающие в процессе нашего развития в роли воспитателей, нередко и сами толком не умеют планировать свою деятельность, хотя в этом и нет совсем ничего сложного. Просто должного внимания этому как-то не уделяется.
Однако на сегодняшний день существует немало отличных техник планирования, позволяющих научиться рационально использовать свой временной ресурс и извлекать из этого процесса максимальную выгоду для себя. Но в этой статье мы не будем рассматривать все эти техники, а приведём в пример лишь одну, которая отличается своей простотой и эффективностью. Эта техника называется «матрицей Эйзенхауэра».
Матрица Эйзенхауэра — это один из самых популярных инструментов тайм-менеджмента, который используется множеством людей по всему миру: от обычных работников по найму и менеджеров среднего звена до руководителей крупных фирм и известных на весь мир корпораций. Основоположником этой матрицы является 34-й президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Как несложно догадаться, этот человек был очень занят и должен был выполнять множество всевозможных дел, связанных со своей деятельностью. По этой причине он занимался оптимизацией своего рабочего графика и списка выполняемых задач. Итогом его изысканий и стала рассматриваемая нами матрица.
Смысл матрицы Эйзенхауэра заключается, главным образом, в том, чтобы научиться грамотно распределять все свои дела, отличать важное от срочного, не срочное от наименее важного, а также по максимуму сокращать время на занятие любыми делами, выполнение которых не даёт никаких существенных результатов. Давайте же поговорим о том, как всё это работает на практике.

Суть матрицы Эйзенхауэра

Матрица Эйзенхауэра представляет собой четыре квадранта, основанием которых служат две оси — это ось важности (по горизонтали) и ось срочности (по вертикали). В итоге получается, что каждый квадрант отличается своими качественными показателями. В каждый из квадрантов записываются все задачи и дела, благодаря чему образуется предельно ясная и объективная картина того, чем следует заняться в первую очередь, чем – во вторую, а чем вообще заниматься не стоит. Всё это довольно просто, но дать несколько пояснений лишним не будет в любом случае.
матрица 2 на 2

Квадрант A: важные и срочные дела

При идеальном планировании этот квадрант матрицы должен оставаться пустым, т.к. появление важных и срочных дел является показателем неорганизованности и допущения завала. Эта часть графика заполняется у многих людей из-за присущей им лени и неправильной расстановки приоритетов. Естественно, временами подобные дела могут появляться у каждого человека, но если это происходит ежедневно, то самое время обратить внимание на самодисциплину.
Итак, появления дел в квадранте A следует избегать. А для этого необходимо лишь вовремя выполнять пункты остальных квадрантов. Но если в первый квадрант что-то всё же и стоит вписывать, то это:
  • Дела, невыполнение которых отрицательно сказывается на достижении поставленных целей
  • Дела, невыполнение которых может стать причиной затруднений и неприятностей
  • Дела, которые имеют отношение к здоровью
Важно также помнить о том, что существует такое понятие как «делегирование». Это означает, что при появлении в вашем квадранте A дел, которые можно кому-либо перепоручить, этой возможностью следует непременно воспользоваться для того чтобы как можно быстрее урегулировать другие важные и срочные дела.

 Квадрант B: важные, но не срочные дела

Второй квадрант заслуживает наибольшего внимания, т.к. дела, находящиеся именно в нём, являются наиболее приоритетными и перспективными, и именно из них должны состоять повседневные задачи любого человека. Замечено, что люди, которые занимаются преимущественно делами этого квадранта, достигают в жизни наибольших успехов, продвигаются по службе, зарабатывают больше денег, имеют достаточно свободного времени и живут счастливой и насыщенной жизнью.
Обратите внимание также и на то, что отсутствие срочности позволяет подходить к решению любых задач более обдуманно и конструктивно, а это в свою очередь позволяет человеку раскрывать свой потенциал в полной мере, самостоятельно продумывать все нюансы своей деятельности и управлять временными рамками своих дел. Но здесь, помимо всего прочего, нужно помнить, что дела, находящиеся в квадранте B, если их не выполнять своевременно, могут с лёгкостью попасть в квадрант A, став ещё более важными и требующими скорейшего выполнения.
Опытные специалисты по тайм-менеджменту рекомендуют включать в квадрант B все текущие дела, связанные с основной деятельностью, планирование и анализ работы, учебные и спортивные занятия, соблюдение оптимального графика и режима питания. Т.е. всё то, из чего состоит наша обычная повседневность.

Квадрант C: срочные, но не важные дела

Дела, которые находятся в этом квадранте, по большей части являются отвлекающими и нисколько не приближающими человека к намеченным результатам. Нередко они просто мешают сосредоточению на действительно важных задачах и снижают эффективность. Главное при работе с матрицей – не перепутать срочные дела из квадранта C со срочными делами из квадранта A. Иначе образуется неразбериха и то, что должно быть выполнено в первую очередь, остаётся на втором плане. Всегда помните о своих целях и учитесь отличать важное от второстепенного.
К делам квадранта C можно отнести, к примеру, навязанные кем-либо со стороны встречи или переговоры, празднования дней рождения не очень близких людей, внезапно возникшие хлопоты по дому, устранение не жизненно важных, но требующих внимания отвлекающих факторов (разбилась ваза, сломалась микроволновая печь, перегорела лампочка и т.п.), а также другие всевозможные дела, которые не продвигают вас вперёд, а только тормозят.

Квадрант D: не срочные и не важные дела

Задачи, относящиеся к последнему квадранту, не приносят совсем никакой пользы. Во многих случаях полезно не только заниматься ими в последнюю очередь, но и не заниматься ими вообще. Хотя знать о них непременно нужно, т.к. именно они являются «пожирателями времени».
Интересна и ещё одна особенность дел из данной группы: они являются очень привлекательными для многих людей – эти дела просты в выполнении и доставляют удовольствие, позволяют расслабиться и приятно провести время. Поэтому и противостоять соблазну ими позаниматься бывает довольно проблематично. Но делать это непременно нужно.
В квадрант D можно записать такие дела как разговоры по телефону с друзьями о чём-то несущественном, ненужная переписка или времяпрепровождение в соцсетях, просмотр сериалов и различных «отупляющих» телепередач, компьютерные игры и т.п. Конечно, отдыхать и как-то развлекать себя периодически должен каждый человек, но для этого существуют и более интересные и развивающие способы: чтение хороших книгинтеллектуальные игры, посещение спортзалов и бассейнов, поездки на природу и т.п. Если же полностью избавить себя от занятия делами из квадранта D не удаётся или не хочется, то нужно отложить их выполнение хотя бы до того момента, когда дела из квадрантов B и C будут выполнены, а время, которое будет уделяться делам квадранта D, должно быть сведено к минимуму. Здесь будет уместна всем известная пословица: «Делу время, потехе — час».
Как только вы освоите матрицу Эйзенхауэра и научитесь грамотно распределять внутри неё свои дела, вы заметите, что у вас появилось довольного много нового свободного времени, вы успеваете всё делать своевременно и без спешки, все ваши дела в порядке, цели длостигаются одна за другой, а сами вы практически всегда находитесь в хорошем настроении и бодром расположении духа. Всё дело в организованности и собранности. Наверное, вы и сами время от времени замечаете, что неорганизованные люди всегда находятся в круговороте каких-то непонятных дел, они всё время заняты чем-то бестолковым, но «очень важным», они выглядят уставшими и раздражёнными. Отличительных особенностей можно привести множество. Но важно не это, а то, что если мы с вами не хотим иметь подобных результатов, то и действовать мы должны иначе. А именно: мы должны быть организованными, чётко понимать, чем и когда нам нужно заниматься, и для чего мы всё это делаем. И матрица Эйзенхауэра для этого отлично подходит.

Эвристика доступности

Что руководит нашими поступками? Разум, логика, эмоции, механизмы подсознания? Почему, заходя жарким летним днём в магазин с целью купить бутылку холодной воды, мы почти на автомате ищем на полках ту продукцию, рекламу которой неоднократно видели по телевизору и, наоборот, не доверяем неизвестным маркам? Ответить на эти вопросы в небольшой публицистической статье – задача непосильная. Но чтобы приблизиться к ним, мы хотим вас познакомить с понятием эвристики доступности, которая поможет немного лучше понять своё поведение и узнать некоторые уловки нашего мышления.
История исследований
Процесс принятия решений является одним из основных видов деятельности живых существ. И если животными движут инстинкты, в случае с человеком всё не так просто. В частности этим фактом объясняется тот интерес со стороны социальных и поведенческих наук, который сегодня существует по отношению к данной тематике. Выделением зерна истины занимаются учёные из многих сфер – психологии, социологии, политологии, экономической теории, маркетинга.
Исследования в этом направлении ещё в начале 1970-х гг. собрали вместе двух выдающихся учёных: Даниэля Канемана и Амоса Тверски. Первый специализировался на экспериментальной  и социальной психологии, второй был психологом-когнитивистом и экономистом, который первым описал когнитивные искажения. Они были убеждены, что пытаться объяснить поведение человека с точки зрения одного только рационализма – неправильно. Так и родилась цель их совместной работы: определить и изучить основные эвристические черты вероятностного мышления.
Основа была следующей. Сталкиваясь с трудной задачей, где нужно оценить вероятность или частоту какого-либо события, человек использует ограниченный набор эвристических стратегий. Делается это для того, чтобы максимально упростить поиск решения. Главное внимание учёные уделили четырём этим стратегиям – доступности, репрезентативности, закрепления, корректировки.
Термин «эвристика доступности» был введён в научный оборот в 1973 г. Им авторы описали психологическую особенность – склонность человека судить о вероятности чего-либо, опираясь на лёгкость нахождения примеров, которые подтвердили бы или опровергли то, о чём идёт речь. Другими словами, эвристика доступности – это построение суждения на основе сопоставления частоты какого-то явления с тем, насколько легко на ум приходят соответствующие примеры. Классический случай, неоднократно обыгранный в фильмах – прочитав историю успеха любимого актёра, толпа наивных провинциалов устремляется покорять Лос-Анджелес. Только есть одно «но». Доступный пример далеко не всегда является синонимом «правильного». Но об этом дальше.
С целью показать правдивость своих выводов, Д. Канеман и А. Тверски провели серию экспериментов. Феномен эвристики доступности был доказан просто и наглядно. Каждый участник эксперимента получил 4 списка имён: два с именами 19 известных мужчин и 20 менее известных женщин, и ещё два с именами 19 известных женщин и 20 менее известных мужчин.  Испытуемых поделили на 2 группы. Первых попросили вспомнить максимальное количество имён из списков, вторых – ответить, какие имена более популярны и чаще встречаются. В обоих случаях имена знаменитостей приходили участникам на ум легче и быстрее, хотя списки и были составлены таким образом, что имена звёзд кино, эстрады, политиков были, согласно статистическим данным, не самыми распространёнными.
Зачем это всё знать? Конечно же, не только ради праздного интереса. Дальнейшие исследования Канемана в области поведенческой психологии и находящихся на стыке с нею некоторых аспектов экономики, в начале нового тысячелетия были удостоены Нобелевской премии. Сегодня не только академические учёные, но и те, кто применяет данные знания на практике (пиарщики, рекламисты, политики), осознают важную роль, которую играет в процессе принятия решений зачастую неосознанная рефлексия. Так что в следующий раз, совершая важный шаг, старайтесь обдумать все возможные варианты и подвергайте даже то, в чём более чем уверены, здоровому сомнению.
Примеры и ситуации
В ситуациях, когда на характер принимаемых нами решений влияет эвристика доступности, оказывался, наверное, каждый. Например, когда в газетах или на телевидении выходит репортаж о счастливчике, выигравшем многомиллионный джек-пот в лотерею, продажи билетов значительно вырастают. Что движет нами и заставляет купить заветный лотерейный билет? Несомненно, азарт. Но и наличие близкого примера – вот он, простой трудяга, живущий с семьёй в «двушке» на окраине, такой же, как и я – играет не последнюю роль. Точно так же новостные сюжеты об увеличении количества угонов автомобилей влияют на решение о покупке охранной системы для гаража.
Это всё бессовестно используется производителями различных товаров. Стоит только включить телевизор и посмотреть рекламу. В одном ролике заботливая мама и хорошая хозяйка делится впечатляющими результатами и рекомендует лучший стиральный порошок. В другом – мелодичный голос диктора уверяет, что детское питание чуть ли не такое же полезное, как и материнское молоко.
Но это лишь один пример, так что оставим маркетинг в покое. Он пожинает плоды, проросшие из благодатной почвы заблуждений, виной которых являются привычные колеи нашего мышления. И купив стиральный порошок или шоколадный батончик известной марки немного дороже, чем точно такой же, но менее известной, мы сильно не пострадаем от своего выбора. Но бывают случаи, когда эвристика доступности играет с нами злую шутку и влияет на решения в важных, а то и судьбоносных решениях.
Средства массовой информации и слухи, как источники эвристики доступности, способны склонить человека к определённой линии поведения. Существует исследование, которое путём опроса респондентов, выяснило, чего больше всего боятся американцы. Оказалось, что нападения акул. Репортажи о таких случаях были настолько ужасающи, что повлияли на выбор ответа. Между тем, о страхе быть убитым упавшим с неба осколком самолёта, сказали в разы меньше людей, хотя статистика свидетельствует о том, что случается подобное гораздо чаще, чем смерть от укусов акул.
Ещё один интересный пример. В 2012 г. интернет-издание «Business Insider» опубликовало материал с оценкой того, как доступность влияет на поведение игроков инвестиционного рынка, причём как обычных людей, так и крупных компаний. Всплески активности приходятся на период после сообщений об экономическом росте и благоприятных условиях, а падения после отрицательных оценок. Нетрудно догадаться, что даже на таких развитых рынках, как американский, можно сыграть на таких настроениях «правильной» кампанией в медиа.
Сообщения о кризисе и массовых увольнениях, подхваченные СМИ, значительно повышают уровень стресса и тревожности даже среди тех, в чьих компаниях дела идут хорошо. Люди склонны себя «накручивать», что напрямую влияет на продуктивность труда. Как результат, слепая вера, даже если причины нет, её заменяет.
Что более важно, эвристика доступности может определять не только наше поведение или решения, но и изменять представление о чём-либо полностью. Исследования «Hayibor& Wasieleski» показали, что медийные сюжеты или шокирующее поведение знаменитостей или групп обычных людей, при массовом и постоянном воздействии приводят к тому, что меняются представления большинства людей, а, следовательно, и моральные устои, представления о хорошем и плохом, допустимом и противоправном. Сами посудите, что сделали бы с человеком, который перед несколькими тысячами людей откусил голову летучей мыши или помолился сатане ещё 100 лет назад?
Резюмируя, отметим, что эвристика доступности, несмотря на приведённые нами примеры, далеко не всегда явление всецело негативное, создающее простор для манипуляций. Составители пособия «Принятие решений в неопределённости: правила и предубеждения», например, выделяют следующий момент: «Доступность очень полезна для оценки частоты или вероятности событий, потому что события, принадлежащие большим классам, обычно вспоминаются быстрее, чем случаи менее частых классов». Условием при этом является исключение всех других факторов, кроме вероятности и частоты. В бытовой жизни эвристика доступности – это отточенный до автоматизма способ принимать решения в простых и давно известных случаях, без длинных и ненужных раздумий.

Источник >>

Японская система 5S

Говоря о понятии современного тайм-менеджмента, люди чаще всего имеют в виду систему и методики личностно-деловой организации, пришедшие к нам с Запада. И это вполне понятно, поскольку именно там зародилась вся теоретическая и практическая база знаний, позволяющая эффективно управлять своим личным временем.
И только лишь небольшая часть специалистов знает о том, что и на Востоке есть свои, не менее успешные (а в некоторых смыслах и превосходящие западные) техники тайм-менеджмента. Под Востоком подразумевается, конечно же, Япония, славящаяся уникальностью своих бизнес-технологий.
Именно благодаря японцам мы и знаем о системе 5S.
Что такое система 5S
Японская система 5S представляет собой чётко структурированную систему, которая позволяет создать оптимальные условия работы на производстве или в офисе. Путь к достижению идеальных условий лежит через создание на рабочем месте порядка, соблюдении чистоты и аккуратности, выработке мер, позволяющих экономить время и энергию.
Иными словами, система 5S направлена на упорядочивание того хаоса, который творится порой на производстве, в фирме или любой другой отрасли, представляющей собой коллективный рабочий процесс множества людей.
Составляющие методики системы 5S
Методика 5S основана на пяти базовых принципах построения работы, или, как их называют сами японцы, 5 шагах. Рассмотрим их вкратце.
1-й шаг – «Сэири», в переводе с японского означает сортировку, удаление всего ненужного.
В практическом плане этот пункт системы 5S подразумевает разделение всех окружающих на работе вещей по двум группам: нужные и ненужные. Люди рассортировывают предметы по трём номинальным категориям:
Ненужные вещи, то есть такие, которые подлежат утилизации;
Потенциально нужные – такие, которые могут использоваться время от времени, – их переносят в отдельное место хранения;
Нужные вещи – предметы, необходимые в работе ежедневно, те, без которых в производстве не обойтись.
Считается, что этот шаг повышает уровень культуры и безопасности труда.
2-й шаг – «Сэйтон», который можно перевести как «аккуратность, соблюдение должного порядка».
Этот шаг направлен на упорядочивание тех предметов, которые необходимы в ежедневной работе. Вещи расставляют по таким местам, откуда можно было бы с лёгкостью достать их в нужный момент. Для быстрого поиска все предметы рекомендуется промаркировать.
3-й шаг – «Сэисо» – переводится как «упорядочивание, содержание в чистоте».
Этот шаг направлен на внедрение в производстве чистоты. Рабочее место необходимо визуально разделить на несколько функциональных зон, в пределах которых будут находиться соответствующие вещи. Содержание всех приборов в чистоте, их периодическая проверка позволит избежать поломок и недееспособности, которые могут помешать эффективной работе.
4-й шаг – «Сэикэцу» – слово, которое буквально переводится как «стандартиризация».
На данном этапе анализируются первые итоги внедрения в жизнь первых трёх шагов, результаты записываются в специальный блокнот (или фиксируются в электронном виде). Наиболее эффективные решения закрепляются в стандартиризации и автоматизации рабочего процесса.
5-й шаг – «Сицуке» – это понятие в переводе означает «совершенствования, формирование дисциплины».
Заключительный шаг, направленный на осознание 5S как философии. Система бережливого производства, созданная в ходе реализации предыдущих шагов, позволяет существенным образом улучшить эффективность всей работы в целом, что, в конечном счёте, и является главной целью тайм-менеджмента.


5 простых способов борьбы с промедлением

Прокрастинация (или более просто – промедление, затягивание, откладывание дел) является тем, с чем сталкиваются и вынуждены бороться многие люди. Для этой цели созданы и применяются разнообразные техники тайм-менеджмента и повышения продуктивности, которые позволяют взять под контроль своё время и дела. Но всегда ли они понятны и доступны для использования абсолютно всеми? Можно ли их назвать универсальными методиками, которые дают гарантированный результат? Скорее всего, нет. Сами создатели говорят, что предложенные решения нуждаются в индивидуальной настройке. Поэтому в данной статье мы хотим познакомить вас с теми основами, а заодно и самыми простыми способами управления временем, с которых начинается любая техника, методика, система. Поняв и приучив себя их использовать, вам станет гораздо легче управлять состояниями, приниматься за любые дела в нужное время и завершать начатое.
Но в начале небольшая философская ремарка. Вероятно, если вы читаете эту статью, то уже понимаете что «хорошего» времени для большинства рутинных дел не бывает никогда. Если же вы только знакомитесь с тайм-менеджментом, то это знание следует взять на вооружение. Нужно запомнить, что подходящее время зависит от ситуации, других людей, нашего состояния и отношения, одним словом – от многих факторов, которые сами по себе неопределённы. Удобного момента можно ждать годами и само по себе такое отношение к жизни нужно искоренять. Почему? Потому что дополнительное время на что-либо само по себе ниоткуда не появится. Его нужно научиться выкраивать из стандартных суток, 8 часов из которых вы работаете и еще 7-8 спите. Как? К ответу вас может подтолкнуть материал ниже.
Структурируйте ваше время
Это включает не только ведение списков дел, но и указание времени на каждую из задач, их разделение и попеременную работу. Жёсткое планирование поначалу может казаться затеей абсолютно бессмысленной, но только так вы сможете себя приучить не просто следовать списку дел, но и придерживаться установленного времени. Это важно поскольку, составляя список задач, мы зачастую уверены, что будем прилежно выполнять все обязанности, но на деле – работа аморфна. То клиент позвонит и отнимет 15 минут времени, то часть работы не может быть выполнена в срок по независящим от вас причинам. Устанавливая для себя не только объём работы, но и время на её выполнение, мы оказываемся под двойным давлением. У вас сначала может не получаться, но вскоре вы научитесь достаточно чётко определять время, необходимое на ту или иную работу. К тому же, не стоит забывать и о своеобразном мотивационном соревновании – задавая себе рамки, вы инстинктивно будете стремиться к тому, чтобы успеть сделать работу в срок, что в свою очередь будет исключать некоторые проволочки.
Кстати, тем, кто ищет более функциональный, но в то же время, такой же простой инструмент планирования, как и списки дел, рекомендуем попробовать использовать канбан-доску. Сегодня есть много ПО, позволяющего бесплатно использовать эту методику. Благодаря ей, вы получите не просто список, а интерактивный инструмент, который позволяет контролировать время и процесс выполнения различных задач.
Установите причину прокрастинации
Важно знать, что вы боретесь не с абстрактными проволочками времени, а с конкретными своими действиями, которые и становятся их причиной. Откладывание, избежание, нежелание – это всё лишь определения, описывающие характер, но не являющиеся сутью. Как и конкретные их проявления – компьютерные игры, бесцельный сёрфинг в Интернете, коллективные чаепития в офисной столовой в рабочее время и многое другое. Причины этого могут быть гораздо глубже, чем банальное «нет сил» или «сейчас просто не хочется».
Рассмотрим такую ситуацию. Светлана давно мечтает, хотя нет – предметно хочет вести блог и делиться своими мыслями с миром. Но постоянно что-то становится на пути достижения этой цели – сначала она планировала это сделать в ближайшие выходные, но была занята на даче/помогала подруге с переездом, на следующих выходных руководство компании отправило её в командировку, спустя ещё неделю времени у неё хватило только на то, чтобы начать знакомство с «Blogger». Да и в целом, когда выдаётся свободная минута, она предпочитает заняться чем-то другим или просто отдохнуть. Так в чём на самом деле причина? Она не в описанных ситуациях, а, например, в том, что подсознательно наша героиня беспокоится о судьбе блога в силу низкой самооценки своих способностей. Она просто избегает конкретных действий. И в тот день, когда ей не нужно будет ни на дачу, ни в командировку, всё равно найдутся десятки других причин не работать в этом направлении. Очевидно, что преодолевать здесь нужно причину, которая находится не в области тайм-менеджмента.
Развивайте дисциплину
Каким бы нелюбимым для большинства из нас не было слово «дисциплина», именно с неё должна начинаться борьба с ленью, проволочками, неорганизованностью. Важно понимать, что дисциплина это не то, что ограничивает вашу свободу, а то, что вносит в жизнь порядок, учит делать то, что нужно в данный момент без оглядки на минутные желания, эмоции, состояния. Без этого никакие списки дел и системы тайм-менеджмента не работают, да и не смогут работать.
В одной из предыдущих статей мы уже делились с вами рекомендациями Стива Павлины на тему развития самодисциплины. Здесь лишь укажем на важность позитивной мотивации во время выработки в себе привычки. Почему это имеет значение? Не кривя душой – мы не очень любим разного рода ограничения. А дисциплину, как готовность следовать установленному порядку, наш мозг очень легко путает с ограничением. Чтобы нейтрализовать это, нужно подкреплять своё решение и первые шаги на пути подчинения времени специально разработанной системой поощрений. Для одних это десерт, для других – покупка какой-то мелочи. Ими вы можете награждать себя за «достижения» – сосредоточенную работу на протяжении определённого периода, следование списку дел и т.д.
Задействуйте эмоции
Ни для кого не станет открытием, что человек в своих действиях руководствуется не только логикой и холодным рассудком, но и эмоциями. Это знание можно применить и для борьбы с прокрастинацией. У каждого из нас есть свои источники вдохновения – то, что заставляет, «заводит» и толкает к действию. Прибегайте к их помощи каждый раз, когда в очередной раз на вас нахлынет волна пассивности. Автора этих строк, когда желания выходить вечером на пробежку нет абсолютно, буквально выгоняет из квартиры знаменитая «Eye of the Tiger». Банально, но именно она ещё с детства ассоциируется с чем-то героическим, с ожиданием свершений и каким-то, свойственным только детству, подъёмом духа. При этом музыка – лишь один из инструментов. У каждого человека их имеется несколько: цитаты, киноцитаты, книги, близкие люди, брошенные себе вызовы. Мотивируйте себя, подключайте эмоции – используйте этот рычаг для того, чтобы выходить из состояния прокрастинации и переходить к активным действиям.
Принуждайте себя
По своей природе большинство людей инертны. И что еще неприятнее осознавать – ленивы. Получая ожидаемое, мы быстро привыкаем к этому и стараемся без надобности не выходить из созданной зоны комфорта, избегая неизведанного. Желая же изменить свою жизнь, даже на уровне составления списка дел, следует быть готовым к тому, что легко это не дастся. Поэтому нужно уметь принуждать себя. Отчасти это дело дисциплины. Отчасти – способности убедить себя полюбить вещи, которые вы можете ненавидеть сейчас. Главное – начать делать. Через силу, без желания и энтузиазма, но начать. Спустя некоторое время, когда психологический барьер будет преодолён, вы поймёте, что на самом деле это гораздо легче, чем кажется. Достаточно привнести в дела немного осознанности и вовремя сказать себе что-то вроде «Не время лениться, нужно работать». Попробуйте контролировать себя и сами в этом убедитесь.

суббота, 16 мая 2015 г.

Колесо жизни

Визуализация – очень мощный инструмент познания. Не только окружающего мира, но и самого себя. Не зря ведь говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Памятуя об этом, мы уже знакомили вас с методом ментальных карт Тони Бьюзена. Сегодня речь пойдёт о другом визуальном инструменте – колесе жизни, которое каждый может использовать для того, чтобы проанализировать свою жизнь с точки зрения баланса – уравновешенности отдельных её аспектов.
Что такое колесо жизни
В жизни любого человека случаются такие периоды, когда какому-то одному занятию или области он уделяет максимум внимания – работа над важным проектом, подготовка к поступлению в университет и т.д. Это положительное качество, если вы способны определить приоритеты и полностью сосредоточиться на достижении целей. Но бывает и наоборот: всё время и силы уходят на что-то одно, а остальное отвергается и игнорируется. И речь не о неделе, месяце и даже годе. Кто-то столько времени уделяет работе и деньгам, что теряет или вовсе не приобретает семью. Кто-то, наоборот, уделяет карьере недостаточно внимания, и так и остаётся на средней должности, хотя в силу своих талантов и знаний мог добиться значительно большего.
Какими бы ни были в данном отношении примеры, суть одна – для счастья и полноценной жизни человеку нужна гармония, умение находить баланс. Об этом говорят и этому учат многочисленные духовные практики. Но для переосмысления, контроля и анализа своей жизни не обязательно прямо сейчас начинать перелопачивать горы тематической литературы. Упражнение «колесо жизни» позволяет получить материал для размышлений и взглянуть на свою жизнь «с высоты» и без всего этого.
Нарисовать собственное колесо не составляет большого труда. Всё, что нужно – карандаш и листок бумаги. Гораздо труднее правильно его интерпретировать. В социальных сетях определённое время уже «гуляет» пост о колесе жизни как об «упражнении на 1 минуту». Но на самом деле всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Создать картину и определить важные для вас «оси» действительно много времени не займёт. А вот быть честным с собой, справедливо оценить свою жизнь и, что не менее важно, понять, в каком направлении двигаться дальше – задача не из лёгких, но вполне посильных.
Колесо жизни – действенная и эффективная техника, которая даже запатентована в США, и применяется многими тренерами по личному росту и эффективности. При внешней простоте, такой метод организации размышлений, позволяет чётко взглянуть на проблему, увидеть дисбаланс и понять, как достичь равновесия. Главный козырь здесь – наглядность, которой нельзя добиться при попытках анализировать свою жизнь, применяя технику «кухонного разговора».
Создаём своё колесо
Само изображение можно нарисовать от руки или скачать готовый шаблон и работать с ним в графическом редакторе или распечатать. При этом данный инструмент можно использовать не только как колесо жизни, но и как колесо работы, учёбы и т.д., другими словами – детализировать и заточить под конкретную область. Ещё одно преимущество такого способа визуализации – возможность применять не только для поиска баланса, но и для контроля над ходом выполнения или достижения целей. Таким образом, вы в любой момент сможете понять и при необходимости напомнить себе, что уже сделано, а что ещё предстоит для успеха в глобальном деле.
Чтобы лучше понять, как работает методика и что стоит включить в «оси» вашего колеса, разберём общий пример колеса жизни.
Колесо жизни
Изображение упрощённого традиционного представления с характерными осями вы можете увидеть в начале статьи. Методика предельно проста – по каждому варианту нужно проставить соответствующую оценку текущему положению ваших дел. Шкала от 1 до 10 , где 1 – низко, 10 – высоко. Например, дела на работе у вас обстоят хорошо, вы получаете высокую зарплату – значит, оценки этих двух областей будут, допустим, 8. Но времени на отдых и на общение с друзьями не хватает, вы ощущаете его недостаток – 3 и 4. Определив по такому же принципу всё остальное, вы получите своеобразную диаграмму-представление жизни и сможете понять, над чем вам ещё предстоит работать, а что – достаточно просто поддерживать в норме.

Строгих рекомендаций о том сколько «спиц», и с какими значениями они должны быть, нет. В нашем примере мы постарались охватить основные темы, которые, так или иначе, волнуют каждого человека и задать те вопросы, которые помогут вам правильно поставить оценки. Вместе с тем, очевидно, что на определённых этапах жизни их значение может и не быть столь важным, поэтому в своём колесе вы можете сделать необходимые правки.
Работа/Учёба
Как бы нам того не хотелось, но работа или учёба занимают в нашей жизни одно из главных мест. И в упражнении важно правильно их оценить. Не с точки зрения «учусь или работаю, значит, отметка самая высокая», а по принципу удовлетворённости, способности работы раскрыть ваши таланты и обеспечить нужды.
Семья  
Придя домой после работы, вы садитесь за компьютер и продолжаете работать, включаете телевизор и смотрите любимый сериал или проводите время с семьёй, говорите обо всём на свете с женой/мужем, играете с детьми? Любой семейный психолог скажет насколько это важно для счастья.
Отдых
Такая же важная часть, как и работа. Чтобы выявить степень удовлетворения ответьте себе на следующие вопросы. Достаточно ли вы отдыхаете для того, чтоб продуктивно трудиться? Не преследует ли вас чувство постоянной усталости, эффективно ли вы отдыхаете?
Здоровье 
Заботитесь ли вы о своём здоровье? В данном отношении следует подразумевать комплекс усилий – здоровое питание, занятия спортом, регулярные походы к стоматологу и т.д. Статической оценки здесь не может быть по умолчанию, поэтому каждый раз следует себя оценивать по-новому.
Друзья
Общаетесь ли вы и проводите ли время с друзьями в той мере, как вам этого бы хотелось? Или с каждым годом тех, кто звонит вам на день рождения всё меньше? Сам вопрос немного утрирован, но суть вы должны понять и оценку этому аспекту своей жизни поставить честную.
Саморазвитие
Познавательные потребности являются одной из ступеней известной всем пирамиды Маслоу. Стремление совершенствоваться в профессиональном и личностном плане – характеристика зрелой личности, стремящейся к движению, развитию себя и своих способностей, поиску путей становления разносторонним, эффективным человеком.
Хобби
Хобби может быть и видом досуга, и способом саморазвития, и методом поддержания себя в форме. Зачастую те, кто разрывается между работой и домом, не находят времени на подобные занятия. А зря. Вспомните, например, сколько радости в детстве вам доставляло побегать во дворе в футбол с друзьями.
Деньги
Аспект, связанный с работой, но не всегда от неё зависящий. Можно заниматься любимым делом, но не зарабатывать достаточно. Честная оценка себя в данном отношении подтолкнёт к поиску решения: дополнительная занятость, смена места работы и т.д.
Как уже говорилось выше – колесо можно сделать более узконаправленным, например, на оценку положения дел в сфере работы/карьеры. В таком случае вашими «осями» могут быть: зарплата, отношения с коллегами, перспективы роста, лидерские качества, работа в команде, свободное время и т.д. Оценив эти параметры, вы получите картину своего нынешнего положения и сможете сделать соответствующие выводы.
Многим колесо жизни может показаться не более чем теоретическим инструментом. И они в некоторой мере будут правы – техника служит своеобразным напоминанием, а не методом решения. Но, научившись пользоваться им, можно выйти за привычные рамки оценки своих достижений в той или иной сфере и следить не только за балансом в плане поиска удовлетворяющего вас положения дел в жизни, но и следить за выполнением заданий, которые к нему ведут.