воскресенье, 7 июня 2015 г.

Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс

Обучение рисованию является одним из способов развития творческого мышления. Считается, что левое полушарие нашего мозга отвечает за абстрактное мышление, а правое — за образное. На самом деле взаимоотношения между полушариями гораздо более сложны и неоднозначны, но эти термины можно использовать для простоты, в качестве метафоры. Правое полушарие позволяет креативным людям переходить в особый режим восприятия реальности, так называемый П-режим. Научиться рисованию — значит, прежде всего, научиться видеть как художник.
Правополушарное рисование
Анри Матисс однажды сказал: «Когда я ем помидор, я смотрю на него как любой другой человек. Но когда я рисую помидор, тогда я вижу его иначе».
Функциональные различия полушарий мозга были открыты в 1968 году психобиологом Роджером Сперри, за это открытие он был позже удостоен Нобелевской премии. Бетти Эдвардс (американский преподаватель рисования, доктор наук) впервые применила результаты его исследований на занятиях со своими учениками, тем самым положив начало новой методике правополушарного рисования.
Книга Бетти Эдвардс «Открой в себе художника» является бестселлером, переведена на 13 языков и издается во всем мире.
Научиться реалистическому рисунку может любой обычный человек, независимо от возраста и природных задатков. Участники корпоративных семинаров, проводимых Бетти Эдвардс среди менеджеров в различных компаниях, осваивают необходимые навыки в течение трех-пяти дней интенсивных занятий.
Ключ к рисованию — развитие пяти навыков восприятия:
   восприятие краев;
   восприятие пространства;
   восприятие соотношений;
   восприятие света и тени;
   восприятие целостного образа.
Чтобы увидеть мир как видят его художники нужно научиться переключать свой мозг в особый режим видения, режим восприятия образов.
«Половина мозга лучше, чем ничего, но целый мозг еще лучше»
У многих людей левое полушарие  является доминантным, и, как правило, последовательного логического мышления бывает достаточно для большинства повседневных задач. Но есть такие задачи, решить которые оно оказывается не способно. Одна из таких задач — реалистическое рисование.
Способность левого полушария давать каждому объекту свое названия, анализировать и классифицировать, безусловно полезная в других областях деятельности, при рисовании вызывает полностью обратный эффект. Из-за его влияния многие люди так и остаются на стадии детского рисунка на протяжении жизни, считая что у них попросту не хватает таланта.
К счастью, это не так. Правое полушарие нашего мозга может с успехом справиться с изобразительными задачами, надо лишь позволить взять ему верх.
Перевернутое рисование
Преодолеть страх и почувствовать в себе новые способности поможет одно из классических упражнений, придуманных Бетти Эдвардс. Следуйте рекомендациям и результат непременно вас порадует.
Как выполнять упражнение:

1  Скопируйте приведенный выше рисунок за один присест, не отвлекайтесь пока не закончите и ни в коем случае не переворачивайте картинку. Можете включить музыку, но только без слов, чтобы ваше левое полушарие не вмешивалось в процесс.
2  Начните с любого места, хоть с середины. Старайтесь двигаться от элемента к соседнему элементу, чтобы по частям складывать рисунок. Не пытайтесь угадывать что вы рисуете, просто копируйте линии.
3  Постарайтесь не разговаривать с собой, а если очень хочется, то только на визуальном языке. Например «Эта линия отклоняется вот сюда». И не нужно называть вещи своими именами.
4  Если вам сложно сосредоточится на некоторых частях рисунка как на абстрактных формах, прикройте их рукой, оставив только ту линию, которую рисуете в данный момент.
После того как вы закончили, переверните свой рисунок и сравните его с оригиналом.
Что у вас получилось? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Автор: Ирина Видяпина


вторник, 19 мая 2015 г.

Инструменты личностного развития

Что такое инструменты личностного развития? Ведь обрести счастье, развить мастерство коммуникации и эмоциональный интеллект далеко не то же самое, что заменить лампочку или собрать шкаф с помощью набора инструментов для ремонта. Так существуют ли вообще инструменты, позволяющие сделать движение по пути саморазвития более комфортным? Успешный предприниматель и писатель Алан Фокс уверен, что существуют. Он отыскивал их на протяжении жизни, ведь возможности их применения не так очевидны, как в случае, например, с молотком или отвёрткой. Сегодня с некоторыми из этих инструментов, которые описаны в недавно вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» книге «Инструменты развития», я хочу познакомить и читателей нашего блога.
Но дабы не путать вас и не раскрывать все карты, имеющиеся в арсенале автора книги, сразу отмечу, что дальше собраны лишь некоторые рекомендации. Не лучшие и не худшие, просто они так или иначе больше понравились или были актуальнее для меня. В целом же во время чтения не отпускает ощущение, что ты общаешься со старым мудрым человеком, который без излишних красок и заумных формулировок делится с тобой опытом. Но хватит лирики. Давайте начинать пользоваться инструментами.
Инструмент №1. Мусорная корзина
В детстве и юности мы узнаём много «истин», которые кажутся нерушимыми, продиктованными её величеством житейской мудростью: слишком умных недолюбливают, создать семью нужно именно в таком-то возрасте, высшее образование открывает все двери и т.д. Как правило, во взрослой жизни большинство из них оказываются не больше чем стереотипами. Стереотипами, от которых нужно научиться избавляться. А. Фокс пишет: «Какими бы ни были ваши убеждения, поступайте так, как подсказывает вам здравый смысл на данный момент. Отбросьте «истины», которые могли быть полезными вчера или, возможно, помогут завтра. Ведь вы всегда можете передумать».
Инструмент №2. Сказать «нет»
Многие люди хронически не умеют говорить «нет». Даже тогда, когда сами часто страдают от этой неспособности. При этом неумение отказать может стоить личного времени, а то и счастья. А значит, очень важно понять, когда и при каких условиях вы должны говорить «нет». Например, абсолютно чужим людям в ситуациях, когда вы что-либо теряете из-за своего согласия. Не только в материальном плане. Или даже друзьям. Но при этом важно быть тактичным. Помните: отказ – ваше право. Но то, как вы его преподносите зачастую важнее, чем сам факт несогласия.
Инструмент №3. Привычки живучи
Когда у большинства людей вырабатывается какая-либо привычка, избавиться от неё позже бывает очень сложно. Потому что привычки живучи. Не только у людей, но и у организаций, компаний, ресторанов и т.д. Автор уверен, что если однажды вы столкнулись в заведении с плохим обслуживанием, больше туда идти не стоит – ничего не изменится. Значит ли это, что шансов нет и у людей? Отличная новость – нет. Нужно осознать свои привычки. Если они хорошие – принять их. Если же «вам не по душе её последствия, то либо полностью избегайте сферы, где она проявляется…либо старайтесь её перехитрить… либо намеренно пытайтесь её изменить».
Инструмент №4. Не бойтесь задавать вопросы
Мы часто боимся продемонстрировать своё незнание и «ударить в грязь лицом», при этом забывая важную истину, которую следует взять на вооружение: «Лучше дважды спросить, чем один раз блуждать». Боязнь показаться глупым, неосведомлённым, незнающим, присуща практически каждому. Более того – мы часто в ней упорствуем, обращаясь за помощью к другим уже перебрав все возможные (даже не самые лучшие) варианты поиска выхода самостоятельно. Это неправильно. Используя данный инструмент, вы научитесь гораздо быстрее получать нужное. И ваше самолюбие при правильном отношении к данному факту нисколько не пострадает. Не бойтесь задавать вопросы, если чего-то не знаете.
Инструмент №5. Самосбывающиеся пророчества
Ещё до того, как начать что-то делать или просто с чем-то познакомиться, у нас уже есть имеющееся об этом представление. Иногда оно инстинктивное, иногда – основанное на прямых или косвенных фактах. Отправляясь на сеанс в кино, мы уже в предвкушении определённых эмоций. Собираясь в путешествие, мы ожидаем получить какие-то впечатления. Покупая книгу, мы говорим себе что-то вроде: «Это должна быть интересная книга». И наши пророчества зачастую сбываются. Если мы настроены оптимистично – фильм кажется интересным, книга – полезной, а путешествие – замечательным. Если же мы изначально настроены плохо («Фильм, скорее всего, будет так себе»), то и на деле всё оказывается именно так («Я же говорил»). Перестать давать такие пророчества практически нереально. Но можно использовать специальный ментальный инструмент и стараться придавать каждому из них оптимизма. Так ваша жизнь станет более насыщенной и успешной.
Помимо описанных мной инструментов в книге вы найдёте ещё 49 техник, методик и приёмов на разные случаи жизни. Не все они обладают неким wow-эффектом, а некоторые вы даже узнаете – они не станут для вас открытием. Но, несмотря на это, напомнить их точно не помешает.

понедельник, 18 мая 2015 г.

Квадрант Роберта Кийосаки

В наше время существует много различных теорий, посредством которых описывается природа финансовых потоков, а также то, как некоторые люди влияют на распределение мирового капитала с выгодой для себя. И среди всего количества теорий наиболее ярко выделяется одна, отличающаяся предельной простотой и наглядностью. Эта теория называется «квадрантом денежного потока», автором которой является Роберт Кийосаки — американский предприниматель, преподаватель, инвестор, писатель и автор более 25 книг на тему финансов, разошедшихся общим тиражом более 26 млн. копий по всему миру.
Квадрант денежного потока очень ярко отображает, какую функцию выполняет каждый отдельно взятый человек в перераспределении капитала, а также является своеобразным руководством к действиям для того, чтобы создать наиболее благоприятные для себя финансовые условия, оказавшись в числе тех, кто и формирует сам этот поток.
Квадрант представляет собой схему, состоящую из четырёх секторов, каждый из которых является отражением положения людей в финансовом мире и имеет свои отличительные признаки и особенности. Рассмотрим каждый из секторов более подробно.

Секторы квадранта денежного потока

квадранты

Сектор наёмного труда

Первый сектор – верхний квадрат слева. В нём находятся все работники по найму, т.е. те люди, которые меняют своё время на деньги, занимаясь работой на работодателя. Сектор наёмного труда имеет свои плюсы и минусы. Плюсы – это стабильная заработная плата, гарантированная ежемесячно, а также то, что в некоторых случаях сумма этой заработной платы может быть довольно высока, благодаря чему наёмный работник может немного повысить уровень и качество своей        жизни. Минусы – это, во-первых, неимение достаточного количества свободного времени. И, во-вторых, то, что как только работник перестаёт работать, приток средств сразу же иссякает. Грубо говоря, человек работает, чтобы есть, и ест, чтобы работать. Роберт Кийосаки называет это «крысиными бегами» (вспомните крысу, которая всё безостановочно бегает в колесе).

Сектор малого бизнеса

Второй сектор – нижний квадрат слева. Это место частных предпринимателей, профессионалов в каких-либо областях и фрилансеров. Отличительным признаком этих людей является качественно выполняемая работа, возможность быть самим организаторами своего рабочего процесса, а также возможность самостоятельно продавать свои услуги. Финансовый поток распределяется для таких людей уже с большей выгодой, т.к. они могут работать немного меньше, а получать за свою работу значительно больше. Но «крысиные бега» остаются и здесь.

Сектор большого бизнеса

Третий сектор – верхний квадрат справа. Здесь находятся люди, которых уже можно назвать крупными бизнесменами, т.к. кроме организации своего собственного бизнеса они могут создавать рабочие места для людей из других секторов. Люди, относящиеся к этой категории, получают значительно больше денег, чем люди из первых двух секторов, а также могут уделять своей деятельности ещё меньше времени, хотя полностью оставить бизнес без присмотра не могут, т.е. им всё равно приходится участвовать в «крысиных бегах», пусть и в гораздо меньшей степени. Но денежные потоки распределяются для этих людей более эффективно.

Сектор инвестирования

Четвёртый сектор – нижний квадрат справа. Это заслуженное место инвесторов. Распределение финансовых потоков для них наиболее важный момент, т.к. они не просто расходуют своё время, силы и средства, а вкладывают их с целью извлечения максимальной прибыли. Но делают они это с той лишь разницей, что, потратив изначально определённое количество своих ресурсов, позже они могут получать от этого пассивный доход, окончательно вырвавшись из «крысиных бегов». К сектору инвестирования можно отнести финансистов, банкиров, трейдеров, держателей акций и т.д.

Безопасность и свобода

Кроме деления на четыре сектора, квадрант денежного потока подразумевает и деление на две половины: левая половина в большей степени характеризуется безопасностью, правая – свободой. Эти два показателя являются их основой. Говоря другими словами, работники по найму и мелкие предприниматели застрахованы зарплатой и небольшим, но регулярным доходом, а значит, находятся в относительной безопасности. Крупные бизнесмены и инвесторы, в свою очередь, не так застрахованы, т.к. могут рассчитывать лишь на эффективную отдачу от вкладываемых ресурсов и совершаемых действий. Однако эти риски с лихвой компенсируются свободой действий и существенно большим доходом.
Резюмируя, можно сказать, что чем больше человек стремится к безопасности, тем больше он ограничивает себя во времени и доходе, тем сильнее он привязан к своей работе или деятельности, тем меньше у него свободы. И напротив, чем сильнее человек тяготеет к свободе и риску, тем ближе он к финансовой независимости.

Принципы поведения людей в разных секторах

Именно образ мышления и действий определяет то, к какому сектору относится человек. И при желании, изменив эти свои особенности, он может перейти из первого или второго сектора в третий или даже вообще в четвёртый. Так в чём же различие в поведении людей, находящихся в разных секторах квадранта Роберта Кийосаки, и почему одни люди постоянно участвуют в «крысиной гонке», а другие выходят из неё?

Наёмный работник

В большинстве случаев наёмный работник просто выполняет свои рабочие обязанности, получая за это небольшую стабильную зарплату и возможно достигая какого-то карьерного роста. Но зачастую денег наёмным работникам не хватает или хватает впритык, из-за чего они часто берут кредиты и влезают в долги, чтобы хоть как-то удовлетворить свои потребности. И ещё одна особенность: чем больше денег зарабатывает человек в этом секторе, тем больше он начинает тратить.
Единственный путь вырваться из «крысиных бегов» для наёмного работника – это стать профессионалом высокого класса в своей области, начать самостоятельно организовывать свою деятельность и научиться самому продавать свои услуги, перейдя таким образом во второй сектор.

Частный предприниматель, фрилансер

Любой человек, находящийся в секторе малого бизнеса, имеет некоторые преимущества перед наёмным работником. Но эти преимущества будут, так сказать, у него на вооружении только в том случае, если он будет продолжать неустанно трудиться, т.е. «бежать и бежать». Да и преимущества эти не так уж и велики: даже наличие большего количества свободного времени, возможность самостоятельно планировать работу и больший заработок не дают возможности сделать какие-либо накопления, которые могли бы позволить ему перестать работать.
Чтобы финансовые потоки начали приносить существенную пользу, и положение стало более выгодным, частный предприниматель или фрилансер должен начать организовывать работу для других и начать продавать их навыки и умения. Только так можно перейти в третий сектор.

Бизнесмен

Бизнесмены работают исключительно на развитие своего дела, но организовывают, предлагают и продают они уже не свои умения и услуги, а тех, кто на них работает. Т.е. здесь вступает в силу уже определённая бизнес-модель, в которой непосредственное участие самого бизнесмена сводится к минимуму. Тут-то и увеличивается свобода человека, т.к. ему уже не нужно каждый день ходить на работу или управлять своим ИП, где без него всё пойдёт «ко дну». Но и риск бизнесмена значительно увеличивается, т.к. ему нужно нанять наёмных рабочих или фрилансеров, заключить договора и контракты, арендовать площади для своего бизнеса (если этот бизнес не в Интернете), закупить оборудование, пройти кучу всевозможных инстанций, а всё это связано с определёнными трудностями и нет никаких гарантий, что всё пойдёт как нужно.
Уровень доходов бизнесменов уже существенно выше уровня дохода работников по найму и предпринимателей; они уже имеют больше свободы, но всё ещё не могут окончательно отойти от дел, т.к. требуется заниматься планированием, следить за бизнесом и решать различные вопросы, связанные с этим, а значит, нужно время от времени продолжать «гонку». Если, конечно, бизнес «пойдёт в гору», то к выходу на пенсию бизнесмен уже сможет передать все дела и стать окончательно свободным и финансово независимым. Если же у него есть желание отойти от дел молодым и богатым (кстати, это название одной из книг Р. Кийосаки), то ему непременно нужно искать способ перейти в сектор инвестирования.

Инвестор

Инвестор – это не только тот, кто, как уже было сказано, вкладывает в выгодные предприятия свои ресурсы, но ещё и не прикладывает к заработку практически никаких усилий, кроме интеллектуальных, и уж тем более не продаёт кому-то за деньги своё время. Основная работа инвесторов – это вложения. Не нужно тратить время, силы и нервы на поиск партнёров, проведение сделок и другие подобные вопросы. Нужно лишь определить вид бизнеса или проект, который будет приносить хороший доход, и вложить в него деньги. Это и позволяет инвесторам иметь 24 свободных часа в сутки, которые он может уделять тому, что ему действительно хочется. Это и есть выход из «крысиных бегов».
Достаток инвестора обеспечен процентами от его инвестиций в хорошие проекты. Есть даже такие инвесторы, которые предпочитают не связываться с бизнесом вообще – их основная деятельность проходит на рынках ценных бумаг, недвижимости, валюты и бинарных опционов. И именно на инвесторов мировой финансовый поток работает с наибольшей выгодой.
Сопоставьте свою деятельность с квадрантом денежного потока Роберта Кийосаки и вы увидите точное положение своих дел (участвуете ли вы в «крысиных бегах»), а также определите то, к чему вам следует стремиться, чтобы улучшить своё положение (выйти из них). Это и будет вашим первым шагом на пути к финансовой независимости!

Более подробно познакомиться с идеями Роберта Кийосаки вы можете в его многочисленных книгах. А проверить и улучшить свою финансовую грамотность вам помогут разработанные им финансовые игры-стратегии «Cashflow 101» и «Cashflow 202».

Модель эффективного руководства Фреда Фидлера

Эффективность в сфере управления беспокоит сегодня умы множества людей по всей планете: одни стремятся повысить свой профессионализм, другие желают достичь самых высоких результатов, третьи только готовятся к вступлению в полноценную взрослую жизнь и, словно губка, впитывают всевозможные знания. Как бы то ни было, проблема лидерства касается абсолютно любой сферы жизни и деятельности. Что же касается непосредственно моделей лидерства, то их на сегодняшний день существует немало. И сегодня мы поговорим об одной из наиболее интересных и эффективных из них –  модели эффективного руководства Фреда Фидлера.
Но сначала скажем несколько слов о её авторе.

Фред Фидлер


Фред Фидлер является американским психологом, одним из ведущих специалистов в области организационной психологии минувшего века. Серьёзно занимался исследованиями проблемы лидерства, и после огромного количества проведённых экспериментов пришёл к выводу, что каждая отдельная ситуация требует наличия лидера своего типа, а такого типа, как идеальный лидер, не существует вообще. Идеи этого учёного в немалой степени повлияли не только на организационную психологию Запада, но также и СССР (в период 70—80-х годах). И модель эффективного руководства Фидлера как раз одна из них.

Модель эффективного руководства Фреда Фидлера


Модель эффективного руководства Фреда Фидлера, называемая также ситуационной моделью, основывается на том, что результативность деятельности коллектива зависит по большей части от того, насколько каждая отдельно взятая ситуация даёт возможность руководителю осуществлять контроль над своими сотрудниками и оказывать воздействие на их работу.
Основной идеей данной модели является то, что наибольшей эффективностью в разных условиях будут обладать разные стили руководства. В связи с этим, были определены несколько стилей руководства и разные ситуации, а также составлены самые оптимальные комбинации этих двух составляющих.
Для того чтобы модель Фидлера была понята наиболее полно, в первую очередь следует рассмотреть первую её составляющую – стили руководства.

Стили руководства по Фидлеру

Согласно мнению Фидлера, главнейшим фактором успешного управления является именно основной стиль, которого придерживается каждый конкретный руководитель. Этот стиль может быть ориентирован либо на задание, либо на взаимоотношения с подчинёнными.
Чтобы определить стиль лидерства (руководства) каждого конкретного руководителя, Фидлер разработал специальную анкету сотрудника, которому отдаётся наименьшее преимущество. Наименее преимущественный сотрудник обозначается аббревиатурой «НПС». Данная анкета включает в себя 16 пар так называемых биполярных определений. Заполняя анкету, респонденты должны подумать о каждом сотруднике, а затем описать именно того, работать с которым им менее всего приятно. Сотрудники оцениваются по 8-ми балльной шкале, содержащей 16 пар эпитетов.
Фидлер был убеждён в том, что результаты заполнения представленной анкеты позволяют определить, какой стиль руководства характерен для каждого из респондентов. Также учёный утверждал, что если респондент описывает НПС, используя по большей части позитивные утверждения, то он заинтересован в выстраивании благоприятных взаимоотношений с подчинёнными и коллегами. Иначе говоря, если вы описываете человека, с которым хотели бы сотрудничать в последнюю очередь, в положительной форме, вы относитесь к категории руководителей, которые придерживаются стиля руководства, ориентированного на взаимоотношения. С другой стороны, если НПС оценивается вами преимущественно с использованием негативных эпитетов, это будет означать, что в приоритете для вас находится производительность труда, сроки выполнения и качество работы. Такое положение дел означает, что вы относитесь к той категории руководителей, стиль руководства которых ориентирован на задание.
Одновременно с этим, Фидлер не исключал, что может существовать небольшое количество человек, которые занимают между двумя вышеописанными крайностями промежуточные позиции и не относятся строго ни к одному из стилей руководства.
Важно также сказать, что модель Фидлера обладает и ещё одной интересной чертой: согласно мнению учёного, преобладающий стиль руководства человека является неизменным, т.е. будет оставаться одним и тем же при любых условиях. Короче говоря, если вы, являясь руководителем, ориентированы на взаимоотношения, вы будете следовать этому стилю всегда и везде. То же можно сказать и о людях, которые придерживаются стиля руководства, ориентированного на задание.
И только после того как удалось определить стиль руководства, следует переходить к оценке ситуаций и заниматься определением значимости этих ситуаций и их влияния.

Ситуации руководства по Фидлеру

Фидлером было проведено множество исследований, результатом которых стало определение трёх главных ситуационных параметров, воздействующих на результативность деятельности руководителя:
  • Тип взаимодействия руководителя и подчинённых
  • Структура поставленной задачи
  • Форма власти руководителя и объём этой власти
Согласно модели Фидлера, все ситуации, которые связаны с руководством, должны оцениваться с применением этих трёх составляющих, называемых ситуационными переменными. Благодаря их комбинированию появляются восемь базовых ситуаций, в которых может оказаться любой из руководителей. Эти ситуации классифицируются как очень благоприятные, умеренно благоприятные и очень неблагоприятные для руководителя. Схематично это изображается так:
модель фидлера - пример
Ситуации 1, 2 и 3 – очень благоприятные
Ситуации 4, 5, и 6 – умеренно благоприятные
Ситуации 7 и 8 – очень неблагоприятные
Фред Фидлер сопоставлял друг с другом результаты применения каждого из стилей руководства в каждой ситуационной категории. В итоге учёный выяснил, что руководители, стиль руководства которых ориентирован на задачу, более эффективны в очень благоприятных и очень неблагоприятных ситуациях, а руководители, стиль руководства которых ориентирован на взаимоотношения, наиболее эффективны в умеренно благоприятных ситуациях. Однако для любого руководителя есть возможность повысить эффективность руководства.

Повышение эффективности стиля руководства

Как уже упоминалось, Фидлер утверждал, что базовый стиль руководства остаётся неизменным в любых условиях. И, исходя из этого, руководитель может повысить эффективность руководства только двумя способами.
Первый способ – назначить нового лидера, который обладает стилем, в наибольшей степени отвечающим конкретной ситуации. К примеру, если ситуация в коллективе оценена как очень благоприятная, но коллективом управляет лидер, стиль руководства которого ориентирован на взаимоотношения, повысить эффективность работы команды можно, поставив во главе другого лидера, стиль руководства которого ориентирован на задачу.
Второй способ – изменить ситуацию так, чтобы она стала соответствовать стилю, которым обладает данный лидер. Можно, например, изменить структуру задач или произвести расширение/сокращение объёма своих собственных полномочий.

Краткое резюме

Исследователи сумели получить достаточное число документальных подтверждений ключевых моментов модели Фидлера. Но, несмотря на это, у модели есть и некоторые недостатки. Во-первых, для заполнения анкеты исследователь должен иметь данные, собрать которые достаточно трудно. Во-вторых, сомнения вызывает сама практичность анкеты, т.к. одни и те же респонденты через некоторое время могут давать уже другие оценки. В-третьих, не совсем реалистично выглядит гипотеза о неспособности изменения руководителем, в зависимости от ситуации, своего базового стиля.
Но в любом случае, идеи Фидлера послужили предостережением перед упрощённым мнением о том, что может существовать какой-либо конкретный стиль управления, не зависящий от обстоятельств и подходящий к любой ситуации. Кроме того, данные исследований, проведённых многими учёными, показывают, что ситуационная модель Фидлера может эффективно применяться на практике при подборе, найме и расстановке руководителей. Нет сомнений, что модель Фидлера внесла и до сих пор вносит огромный вклад в понимание концепций лидерства.

Несколько способов развития силы воли от «Отца самоконтроля»

Отцом Самоконтроля прозвали известного психолога Уолтера Мишеля. Он преподавал в Стэнфорде. И именно там, в 1960-хх годах, с помощью своих студентов Папа провёл очень интересное исследование, которое сейчас называют не иначе как «Тест с зефирками».
Для этого эксперимента со столь «вкусным» названием он приглашал маленьких детей, которым было всего лишь от 4 до 5 лет. Специально для них в комнате ставили стол, на который исследователь клал разнообразные сладости – зефирки, леденцы, печенье. Далее детям нужно было сделать очень сложный для них выбор – либо сейчас же съесть одну из вкусняшек, или же потерпеть 20 минут и получить сразу две.
За детьми наблюдали на протяжении многих лет. И вот что из этого получилось: те, кто всё же не поддался искушению и выдержал эти долгие для них 20 минут, показали потрясающие результаты. Они хорошо учились в школе. Более того, в возрасте 27-32 лет «дети» тоже преуспевали – они были более уверенными в себе, всегда ставили перед собой цели и успешно их достигали. Они отличались большей устойчивостью к стрессовым ситуациям и менее разочаровывались. А масса их тела всегда была в норме.
Всё это говорит о хорошей силе воли. Но как же её развивать и укреплять взрослым людям? Ответ на этот вопрос и многие другие есть в книге Папы Самоконтроля — Уолтера Мишеля — «Развитие силы воли». Вот несколько его самых эффективных советов:
Самый главный, фундаментальный принцип – если вы хотите укрепить силу воли, то вам нужно всегда заглядывать в будущее, просчитывать всё на шаг вперёд. Если вы что-то делаете сейчас, то обязательно подумайте, чем это может обернуться для вас через некоторое время. Например, перед тем как кушать не очень полезную для организма еду, представьте, что вы можете набрать лишний вес или заболеть. И через некоторое время ваше желание утихнет.
Если же жить одним днём и не думать о последствиях, то сдерживать себя вы не сможете. И каждый раз будете потакать своим желаниям, а затем жалеть, что вовремя не смогли отказаться. Поэтому, продумывайте всё заранее, и тогда вы с лёгкостью сможете остановиться в нужный момент.
Не поддавайтесь никаким манипуляциям. Никогда не оправдывайте себя за проявленную слабость, ведь она освобождает от ответственности за содеянное. Тогда вместо того, чтобы ругать себя, вы каждый раз будете придумывать отговорки по типу «Та, от одного кусочка тортика ничего не будет», или «Да разве ж я этого не заслуживаю» и т.д.
Поэтому, когда придёт момент, что вы снова будете искать себе оправдания, ни в коем случае не поддавайтесь этим манипуляциям! Научитесь их игнорировать.
Стратегия, которая не работает – это когда вы пытаетесь предостеречь себя от того, что может вас соблазнить. Например, чтобы не кушать конфеты, вы просто их не приобретаете или прячете куда-то подальше, чтоб не видеть. Так всегда делают те, кто заранее знает, что не сможет себя контролировать
Но, как не странно, эта стратегия не работает. Вы никогда не сможете отказать себе, если у вас не будет никаких сдерживающих мотивов и конкретных планов. Попросту говоря, если у вас нет силы воли, то вы ничего не добьётесь. Это то же самое, что обещание себе бросить курить с понедельника, или сесть на диету. Только вот в какой понедельник – это уже второй вопрос.
Наблюдайте за собой. Заведите специальный дневник Самоконтроля, в который вы будете записывать те моменты, когда вы теряете контроль над собой. Это вам поможет лучше понять себя. Фиксируйте в дневнике всё то, что вызывает у вас стресс. Так вы сможете определить какая ситуация раздражает вас больше всего.
Этот метод покажется вам очень простым, но, тем не менее, он очень эффективен. Ведь если вы предупреждены, то всегда сможете спрогнозировать своё поведение и действовать правильно. Кроме того, из выводов с дневника можно будет составлять заготовки «если — то». Что это за заготовки – смотрите далее.
Составляйте заготовки «Если — то». Эти заготовки послужат вам планом действия в ситуациях, когда вам будет сложно контролировать себя. Отказаться от искушений будет гораздо проще. Достаточно лишь всегда прокручивать в уме два простых слова «Если — то».
Например: «Если мне предложат сигарету, то я откажусь от неё», «Если утром зазвенит будильник, то я сразу же встану и пойду в школу», «Если я пойду в магазин, то я не буду приобретать сладости».
И чем больше у нас будет таких заготовок, тем проще нам будет контролировать себя.
Посмотрите на себя со стороны. Представьте ситуацию, что вы расстались с любимым человеком. Скорее всего, вы постоянно будете думать об этих ужасных событиях, вас будет одолевать обида, злость, уныние. И чем дольше это будет продолжаться, тем ниже будет ваш самоконтроль.
Негативные эмоции ни к чему хорошему не приводят. И чтобы справиться с ними, попробуйте посмотреть на себя со стороны. Представьте что вы – это ваш какой-нибудь знакомый, который оценивает вашу ситуацию. И вот он смотрит на вас, а в голове у него такие мысли: «И чего эта девушка переживает, мир ведь так прекрасен, вокруг столько всего интересного?».
Отнеситесь к своей проблеме беспристрастно, оцените её, сделайте всё для того, чтобы она стала для вас не такой значимой.
Как видите, способов для развития силы воли много, но общее у них одно – работать, работать и ещё раз работать над собой. Только так можно изменить своё поведение и усвоить новые навыки. И тогда даже в самых сложных ситуациях вы всегда будете действовать правильно.
По материалам книги Развитие силы воли.