понедельник, 8 июня 2015 г.

Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии

Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи  природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно   выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.
Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей
Что входит в понятие «творческие способности» и как их оценить? Способности – это своеобразие особенностей личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться в них. Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать их через призму развития отдельных элементов. Это связано с тем, что только лишь творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности. Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много другое.
Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

  1. Креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
  2.  Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу).
Критерии оценки творческих способностей
Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:
   как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)
   насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)
   насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).
Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:
1  Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.
2  Гибкость (разнообразие ответов).
3  Оригинальность (редкость идей).
4  Разработанность идей (детализация).
Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:
   внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
   разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
   гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
   оригинальность (отказ от шаблона)
   вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
   конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
   абстрактность (умение синтезировать)
   гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
   независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
   открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).
Принципы методики диагностики творческих способностей
При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).
«Рекомендация. Сегодня для оценки уровня креативности в основном применяются диагностические методики Торренса, Гилфорда и Джонсона. Попробуйте выяснить свой уровень креативности с их помощью».
Основные принципы диагностики творческих способностей:
1  Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.
2  Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.
3  Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).
4  При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий).
5  Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.
6  Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.
«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».
Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации.  Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.
Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.
Опросник определения уровня креативности
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений.  Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».
1  Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
2  Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
3  Я не любою выполнять регламентированную работу.
4  Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
5  Я люблю предаваться фантазиям.
6  Увлечения обогащают жизнь человека.
7  Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
8  Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
9  Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
10          Даже к обычному делу я отношусь творчески.
11          Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
12          Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
13          Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
14          Мне нравится работа дизайнеров.
15          Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.
Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности,  6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому
Какой результат у вас?
Автор: Оксана Седашова



воскресенье, 7 июня 2015 г.

Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс

Обучение рисованию является одним из способов развития творческого мышления. Считается, что левое полушарие нашего мозга отвечает за абстрактное мышление, а правое — за образное. На самом деле взаимоотношения между полушариями гораздо более сложны и неоднозначны, но эти термины можно использовать для простоты, в качестве метафоры. Правое полушарие позволяет креативным людям переходить в особый режим восприятия реальности, так называемый П-режим. Научиться рисованию — значит, прежде всего, научиться видеть как художник.
Правополушарное рисование
Анри Матисс однажды сказал: «Когда я ем помидор, я смотрю на него как любой другой человек. Но когда я рисую помидор, тогда я вижу его иначе».
Функциональные различия полушарий мозга были открыты в 1968 году психобиологом Роджером Сперри, за это открытие он был позже удостоен Нобелевской премии. Бетти Эдвардс (американский преподаватель рисования, доктор наук) впервые применила результаты его исследований на занятиях со своими учениками, тем самым положив начало новой методике правополушарного рисования.
Книга Бетти Эдвардс «Открой в себе художника» является бестселлером, переведена на 13 языков и издается во всем мире.
Научиться реалистическому рисунку может любой обычный человек, независимо от возраста и природных задатков. Участники корпоративных семинаров, проводимых Бетти Эдвардс среди менеджеров в различных компаниях, осваивают необходимые навыки в течение трех-пяти дней интенсивных занятий.
Ключ к рисованию — развитие пяти навыков восприятия:
   восприятие краев;
   восприятие пространства;
   восприятие соотношений;
   восприятие света и тени;
   восприятие целостного образа.
Чтобы увидеть мир как видят его художники нужно научиться переключать свой мозг в особый режим видения, режим восприятия образов.
«Половина мозга лучше, чем ничего, но целый мозг еще лучше»
У многих людей левое полушарие  является доминантным, и, как правило, последовательного логического мышления бывает достаточно для большинства повседневных задач. Но есть такие задачи, решить которые оно оказывается не способно. Одна из таких задач — реалистическое рисование.
Способность левого полушария давать каждому объекту свое названия, анализировать и классифицировать, безусловно полезная в других областях деятельности, при рисовании вызывает полностью обратный эффект. Из-за его влияния многие люди так и остаются на стадии детского рисунка на протяжении жизни, считая что у них попросту не хватает таланта.
К счастью, это не так. Правое полушарие нашего мозга может с успехом справиться с изобразительными задачами, надо лишь позволить взять ему верх.
Перевернутое рисование
Преодолеть страх и почувствовать в себе новые способности поможет одно из классических упражнений, придуманных Бетти Эдвардс. Следуйте рекомендациям и результат непременно вас порадует.
Как выполнять упражнение:

1  Скопируйте приведенный выше рисунок за один присест, не отвлекайтесь пока не закончите и ни в коем случае не переворачивайте картинку. Можете включить музыку, но только без слов, чтобы ваше левое полушарие не вмешивалось в процесс.
2  Начните с любого места, хоть с середины. Старайтесь двигаться от элемента к соседнему элементу, чтобы по частям складывать рисунок. Не пытайтесь угадывать что вы рисуете, просто копируйте линии.
3  Постарайтесь не разговаривать с собой, а если очень хочется, то только на визуальном языке. Например «Эта линия отклоняется вот сюда». И не нужно называть вещи своими именами.
4  Если вам сложно сосредоточится на некоторых частях рисунка как на абстрактных формах, прикройте их рукой, оставив только ту линию, которую рисуете в данный момент.
После того как вы закончили, переверните свой рисунок и сравните его с оригиналом.
Что у вас получилось? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Автор: Ирина Видяпина


вторник, 19 мая 2015 г.

Инструменты личностного развития

Что такое инструменты личностного развития? Ведь обрести счастье, развить мастерство коммуникации и эмоциональный интеллект далеко не то же самое, что заменить лампочку или собрать шкаф с помощью набора инструментов для ремонта. Так существуют ли вообще инструменты, позволяющие сделать движение по пути саморазвития более комфортным? Успешный предприниматель и писатель Алан Фокс уверен, что существуют. Он отыскивал их на протяжении жизни, ведь возможности их применения не так очевидны, как в случае, например, с молотком или отвёрткой. Сегодня с некоторыми из этих инструментов, которые описаны в недавно вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» книге «Инструменты развития», я хочу познакомить и читателей нашего блога.
Но дабы не путать вас и не раскрывать все карты, имеющиеся в арсенале автора книги, сразу отмечу, что дальше собраны лишь некоторые рекомендации. Не лучшие и не худшие, просто они так или иначе больше понравились или были актуальнее для меня. В целом же во время чтения не отпускает ощущение, что ты общаешься со старым мудрым человеком, который без излишних красок и заумных формулировок делится с тобой опытом. Но хватит лирики. Давайте начинать пользоваться инструментами.
Инструмент №1. Мусорная корзина
В детстве и юности мы узнаём много «истин», которые кажутся нерушимыми, продиктованными её величеством житейской мудростью: слишком умных недолюбливают, создать семью нужно именно в таком-то возрасте, высшее образование открывает все двери и т.д. Как правило, во взрослой жизни большинство из них оказываются не больше чем стереотипами. Стереотипами, от которых нужно научиться избавляться. А. Фокс пишет: «Какими бы ни были ваши убеждения, поступайте так, как подсказывает вам здравый смысл на данный момент. Отбросьте «истины», которые могли быть полезными вчера или, возможно, помогут завтра. Ведь вы всегда можете передумать».
Инструмент №2. Сказать «нет»
Многие люди хронически не умеют говорить «нет». Даже тогда, когда сами часто страдают от этой неспособности. При этом неумение отказать может стоить личного времени, а то и счастья. А значит, очень важно понять, когда и при каких условиях вы должны говорить «нет». Например, абсолютно чужим людям в ситуациях, когда вы что-либо теряете из-за своего согласия. Не только в материальном плане. Или даже друзьям. Но при этом важно быть тактичным. Помните: отказ – ваше право. Но то, как вы его преподносите зачастую важнее, чем сам факт несогласия.
Инструмент №3. Привычки живучи
Когда у большинства людей вырабатывается какая-либо привычка, избавиться от неё позже бывает очень сложно. Потому что привычки живучи. Не только у людей, но и у организаций, компаний, ресторанов и т.д. Автор уверен, что если однажды вы столкнулись в заведении с плохим обслуживанием, больше туда идти не стоит – ничего не изменится. Значит ли это, что шансов нет и у людей? Отличная новость – нет. Нужно осознать свои привычки. Если они хорошие – принять их. Если же «вам не по душе её последствия, то либо полностью избегайте сферы, где она проявляется…либо старайтесь её перехитрить… либо намеренно пытайтесь её изменить».
Инструмент №4. Не бойтесь задавать вопросы
Мы часто боимся продемонстрировать своё незнание и «ударить в грязь лицом», при этом забывая важную истину, которую следует взять на вооружение: «Лучше дважды спросить, чем один раз блуждать». Боязнь показаться глупым, неосведомлённым, незнающим, присуща практически каждому. Более того – мы часто в ней упорствуем, обращаясь за помощью к другим уже перебрав все возможные (даже не самые лучшие) варианты поиска выхода самостоятельно. Это неправильно. Используя данный инструмент, вы научитесь гораздо быстрее получать нужное. И ваше самолюбие при правильном отношении к данному факту нисколько не пострадает. Не бойтесь задавать вопросы, если чего-то не знаете.
Инструмент №5. Самосбывающиеся пророчества
Ещё до того, как начать что-то делать или просто с чем-то познакомиться, у нас уже есть имеющееся об этом представление. Иногда оно инстинктивное, иногда – основанное на прямых или косвенных фактах. Отправляясь на сеанс в кино, мы уже в предвкушении определённых эмоций. Собираясь в путешествие, мы ожидаем получить какие-то впечатления. Покупая книгу, мы говорим себе что-то вроде: «Это должна быть интересная книга». И наши пророчества зачастую сбываются. Если мы настроены оптимистично – фильм кажется интересным, книга – полезной, а путешествие – замечательным. Если же мы изначально настроены плохо («Фильм, скорее всего, будет так себе»), то и на деле всё оказывается именно так («Я же говорил»). Перестать давать такие пророчества практически нереально. Но можно использовать специальный ментальный инструмент и стараться придавать каждому из них оптимизма. Так ваша жизнь станет более насыщенной и успешной.
Помимо описанных мной инструментов в книге вы найдёте ещё 49 техник, методик и приёмов на разные случаи жизни. Не все они обладают неким wow-эффектом, а некоторые вы даже узнаете – они не станут для вас открытием. Но, несмотря на это, напомнить их точно не помешает.