понедельник, 8 июня 2015 г.

Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии

Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи  природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно   выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.
Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей
Что входит в понятие «творческие способности» и как их оценить? Способности – это своеобразие особенностей личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться в них. Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать их через призму развития отдельных элементов. Это связано с тем, что только лишь творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности. Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много другое.
Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

  1. Креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
  2.  Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу).
Критерии оценки творческих способностей
Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:
   как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)
   насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)
   насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).
Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:
1  Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.
2  Гибкость (разнообразие ответов).
3  Оригинальность (редкость идей).
4  Разработанность идей (детализация).
Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:
   внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
   разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
   гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
   оригинальность (отказ от шаблона)
   вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
   конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
   абстрактность (умение синтезировать)
   гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
   независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
   открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).
Принципы методики диагностики творческих способностей
При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).
«Рекомендация. Сегодня для оценки уровня креативности в основном применяются диагностические методики Торренса, Гилфорда и Джонсона. Попробуйте выяснить свой уровень креативности с их помощью».
Основные принципы диагностики творческих способностей:
1  Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.
2  Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.
3  Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).
4  При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий).
5  Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.
6  Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.
«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».
Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации.  Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.
Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.
Опросник определения уровня креативности
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений.  Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».
1  Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
2  Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
3  Я не любою выполнять регламентированную работу.
4  Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
5  Я люблю предаваться фантазиям.
6  Увлечения обогащают жизнь человека.
7  Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
8  Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
9  Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
10          Даже к обычному делу я отношусь творчески.
11          Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
12          Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
13          Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
14          Мне нравится работа дизайнеров.
15          Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.
Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности,  6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому
Какой результат у вас?
Автор: Оксана Седашова



воскресенье, 7 июня 2015 г.

Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс

Обучение рисованию является одним из способов развития творческого мышления. Считается, что левое полушарие нашего мозга отвечает за абстрактное мышление, а правое — за образное. На самом деле взаимоотношения между полушариями гораздо более сложны и неоднозначны, но эти термины можно использовать для простоты, в качестве метафоры. Правое полушарие позволяет креативным людям переходить в особый режим восприятия реальности, так называемый П-режим. Научиться рисованию — значит, прежде всего, научиться видеть как художник.
Правополушарное рисование
Анри Матисс однажды сказал: «Когда я ем помидор, я смотрю на него как любой другой человек. Но когда я рисую помидор, тогда я вижу его иначе».
Функциональные различия полушарий мозга были открыты в 1968 году психобиологом Роджером Сперри, за это открытие он был позже удостоен Нобелевской премии. Бетти Эдвардс (американский преподаватель рисования, доктор наук) впервые применила результаты его исследований на занятиях со своими учениками, тем самым положив начало новой методике правополушарного рисования.
Книга Бетти Эдвардс «Открой в себе художника» является бестселлером, переведена на 13 языков и издается во всем мире.
Научиться реалистическому рисунку может любой обычный человек, независимо от возраста и природных задатков. Участники корпоративных семинаров, проводимых Бетти Эдвардс среди менеджеров в различных компаниях, осваивают необходимые навыки в течение трех-пяти дней интенсивных занятий.
Ключ к рисованию — развитие пяти навыков восприятия:
   восприятие краев;
   восприятие пространства;
   восприятие соотношений;
   восприятие света и тени;
   восприятие целостного образа.
Чтобы увидеть мир как видят его художники нужно научиться переключать свой мозг в особый режим видения, режим восприятия образов.
«Половина мозга лучше, чем ничего, но целый мозг еще лучше»
У многих людей левое полушарие  является доминантным, и, как правило, последовательного логического мышления бывает достаточно для большинства повседневных задач. Но есть такие задачи, решить которые оно оказывается не способно. Одна из таких задач — реалистическое рисование.
Способность левого полушария давать каждому объекту свое названия, анализировать и классифицировать, безусловно полезная в других областях деятельности, при рисовании вызывает полностью обратный эффект. Из-за его влияния многие люди так и остаются на стадии детского рисунка на протяжении жизни, считая что у них попросту не хватает таланта.
К счастью, это не так. Правое полушарие нашего мозга может с успехом справиться с изобразительными задачами, надо лишь позволить взять ему верх.
Перевернутое рисование
Преодолеть страх и почувствовать в себе новые способности поможет одно из классических упражнений, придуманных Бетти Эдвардс. Следуйте рекомендациям и результат непременно вас порадует.
Как выполнять упражнение:

1  Скопируйте приведенный выше рисунок за один присест, не отвлекайтесь пока не закончите и ни в коем случае не переворачивайте картинку. Можете включить музыку, но только без слов, чтобы ваше левое полушарие не вмешивалось в процесс.
2  Начните с любого места, хоть с середины. Старайтесь двигаться от элемента к соседнему элементу, чтобы по частям складывать рисунок. Не пытайтесь угадывать что вы рисуете, просто копируйте линии.
3  Постарайтесь не разговаривать с собой, а если очень хочется, то только на визуальном языке. Например «Эта линия отклоняется вот сюда». И не нужно называть вещи своими именами.
4  Если вам сложно сосредоточится на некоторых частях рисунка как на абстрактных формах, прикройте их рукой, оставив только ту линию, которую рисуете в данный момент.
После того как вы закончили, переверните свой рисунок и сравните его с оригиналом.
Что у вас получилось? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Автор: Ирина Видяпина


вторник, 19 мая 2015 г.

Инструменты личностного развития

Что такое инструменты личностного развития? Ведь обрести счастье, развить мастерство коммуникации и эмоциональный интеллект далеко не то же самое, что заменить лампочку или собрать шкаф с помощью набора инструментов для ремонта. Так существуют ли вообще инструменты, позволяющие сделать движение по пути саморазвития более комфортным? Успешный предприниматель и писатель Алан Фокс уверен, что существуют. Он отыскивал их на протяжении жизни, ведь возможности их применения не так очевидны, как в случае, например, с молотком или отвёрткой. Сегодня с некоторыми из этих инструментов, которые описаны в недавно вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» книге «Инструменты развития», я хочу познакомить и читателей нашего блога.
Но дабы не путать вас и не раскрывать все карты, имеющиеся в арсенале автора книги, сразу отмечу, что дальше собраны лишь некоторые рекомендации. Не лучшие и не худшие, просто они так или иначе больше понравились или были актуальнее для меня. В целом же во время чтения не отпускает ощущение, что ты общаешься со старым мудрым человеком, который без излишних красок и заумных формулировок делится с тобой опытом. Но хватит лирики. Давайте начинать пользоваться инструментами.
Инструмент №1. Мусорная корзина
В детстве и юности мы узнаём много «истин», которые кажутся нерушимыми, продиктованными её величеством житейской мудростью: слишком умных недолюбливают, создать семью нужно именно в таком-то возрасте, высшее образование открывает все двери и т.д. Как правило, во взрослой жизни большинство из них оказываются не больше чем стереотипами. Стереотипами, от которых нужно научиться избавляться. А. Фокс пишет: «Какими бы ни были ваши убеждения, поступайте так, как подсказывает вам здравый смысл на данный момент. Отбросьте «истины», которые могли быть полезными вчера или, возможно, помогут завтра. Ведь вы всегда можете передумать».
Инструмент №2. Сказать «нет»
Многие люди хронически не умеют говорить «нет». Даже тогда, когда сами часто страдают от этой неспособности. При этом неумение отказать может стоить личного времени, а то и счастья. А значит, очень важно понять, когда и при каких условиях вы должны говорить «нет». Например, абсолютно чужим людям в ситуациях, когда вы что-либо теряете из-за своего согласия. Не только в материальном плане. Или даже друзьям. Но при этом важно быть тактичным. Помните: отказ – ваше право. Но то, как вы его преподносите зачастую важнее, чем сам факт несогласия.
Инструмент №3. Привычки живучи
Когда у большинства людей вырабатывается какая-либо привычка, избавиться от неё позже бывает очень сложно. Потому что привычки живучи. Не только у людей, но и у организаций, компаний, ресторанов и т.д. Автор уверен, что если однажды вы столкнулись в заведении с плохим обслуживанием, больше туда идти не стоит – ничего не изменится. Значит ли это, что шансов нет и у людей? Отличная новость – нет. Нужно осознать свои привычки. Если они хорошие – принять их. Если же «вам не по душе её последствия, то либо полностью избегайте сферы, где она проявляется…либо старайтесь её перехитрить… либо намеренно пытайтесь её изменить».
Инструмент №4. Не бойтесь задавать вопросы
Мы часто боимся продемонстрировать своё незнание и «ударить в грязь лицом», при этом забывая важную истину, которую следует взять на вооружение: «Лучше дважды спросить, чем один раз блуждать». Боязнь показаться глупым, неосведомлённым, незнающим, присуща практически каждому. Более того – мы часто в ней упорствуем, обращаясь за помощью к другим уже перебрав все возможные (даже не самые лучшие) варианты поиска выхода самостоятельно. Это неправильно. Используя данный инструмент, вы научитесь гораздо быстрее получать нужное. И ваше самолюбие при правильном отношении к данному факту нисколько не пострадает. Не бойтесь задавать вопросы, если чего-то не знаете.
Инструмент №5. Самосбывающиеся пророчества
Ещё до того, как начать что-то делать или просто с чем-то познакомиться, у нас уже есть имеющееся об этом представление. Иногда оно инстинктивное, иногда – основанное на прямых или косвенных фактах. Отправляясь на сеанс в кино, мы уже в предвкушении определённых эмоций. Собираясь в путешествие, мы ожидаем получить какие-то впечатления. Покупая книгу, мы говорим себе что-то вроде: «Это должна быть интересная книга». И наши пророчества зачастую сбываются. Если мы настроены оптимистично – фильм кажется интересным, книга – полезной, а путешествие – замечательным. Если же мы изначально настроены плохо («Фильм, скорее всего, будет так себе»), то и на деле всё оказывается именно так («Я же говорил»). Перестать давать такие пророчества практически нереально. Но можно использовать специальный ментальный инструмент и стараться придавать каждому из них оптимизма. Так ваша жизнь станет более насыщенной и успешной.
Помимо описанных мной инструментов в книге вы найдёте ещё 49 техник, методик и приёмов на разные случаи жизни. Не все они обладают неким wow-эффектом, а некоторые вы даже узнаете – они не станут для вас открытием. Но, несмотря на это, напомнить их точно не помешает.

понедельник, 18 мая 2015 г.

Квадрант Роберта Кийосаки

В наше время существует много различных теорий, посредством которых описывается природа финансовых потоков, а также то, как некоторые люди влияют на распределение мирового капитала с выгодой для себя. И среди всего количества теорий наиболее ярко выделяется одна, отличающаяся предельной простотой и наглядностью. Эта теория называется «квадрантом денежного потока», автором которой является Роберт Кийосаки — американский предприниматель, преподаватель, инвестор, писатель и автор более 25 книг на тему финансов, разошедшихся общим тиражом более 26 млн. копий по всему миру.
Квадрант денежного потока очень ярко отображает, какую функцию выполняет каждый отдельно взятый человек в перераспределении капитала, а также является своеобразным руководством к действиям для того, чтобы создать наиболее благоприятные для себя финансовые условия, оказавшись в числе тех, кто и формирует сам этот поток.
Квадрант представляет собой схему, состоящую из четырёх секторов, каждый из которых является отражением положения людей в финансовом мире и имеет свои отличительные признаки и особенности. Рассмотрим каждый из секторов более подробно.

Секторы квадранта денежного потока

квадранты

Сектор наёмного труда

Первый сектор – верхний квадрат слева. В нём находятся все работники по найму, т.е. те люди, которые меняют своё время на деньги, занимаясь работой на работодателя. Сектор наёмного труда имеет свои плюсы и минусы. Плюсы – это стабильная заработная плата, гарантированная ежемесячно, а также то, что в некоторых случаях сумма этой заработной платы может быть довольно высока, благодаря чему наёмный работник может немного повысить уровень и качество своей        жизни. Минусы – это, во-первых, неимение достаточного количества свободного времени. И, во-вторых, то, что как только работник перестаёт работать, приток средств сразу же иссякает. Грубо говоря, человек работает, чтобы есть, и ест, чтобы работать. Роберт Кийосаки называет это «крысиными бегами» (вспомните крысу, которая всё безостановочно бегает в колесе).

Сектор малого бизнеса

Второй сектор – нижний квадрат слева. Это место частных предпринимателей, профессионалов в каких-либо областях и фрилансеров. Отличительным признаком этих людей является качественно выполняемая работа, возможность быть самим организаторами своего рабочего процесса, а также возможность самостоятельно продавать свои услуги. Финансовый поток распределяется для таких людей уже с большей выгодой, т.к. они могут работать немного меньше, а получать за свою работу значительно больше. Но «крысиные бега» остаются и здесь.

Сектор большого бизнеса

Третий сектор – верхний квадрат справа. Здесь находятся люди, которых уже можно назвать крупными бизнесменами, т.к. кроме организации своего собственного бизнеса они могут создавать рабочие места для людей из других секторов. Люди, относящиеся к этой категории, получают значительно больше денег, чем люди из первых двух секторов, а также могут уделять своей деятельности ещё меньше времени, хотя полностью оставить бизнес без присмотра не могут, т.е. им всё равно приходится участвовать в «крысиных бегах», пусть и в гораздо меньшей степени. Но денежные потоки распределяются для этих людей более эффективно.

Сектор инвестирования

Четвёртый сектор – нижний квадрат справа. Это заслуженное место инвесторов. Распределение финансовых потоков для них наиболее важный момент, т.к. они не просто расходуют своё время, силы и средства, а вкладывают их с целью извлечения максимальной прибыли. Но делают они это с той лишь разницей, что, потратив изначально определённое количество своих ресурсов, позже они могут получать от этого пассивный доход, окончательно вырвавшись из «крысиных бегов». К сектору инвестирования можно отнести финансистов, банкиров, трейдеров, держателей акций и т.д.

Безопасность и свобода

Кроме деления на четыре сектора, квадрант денежного потока подразумевает и деление на две половины: левая половина в большей степени характеризуется безопасностью, правая – свободой. Эти два показателя являются их основой. Говоря другими словами, работники по найму и мелкие предприниматели застрахованы зарплатой и небольшим, но регулярным доходом, а значит, находятся в относительной безопасности. Крупные бизнесмены и инвесторы, в свою очередь, не так застрахованы, т.к. могут рассчитывать лишь на эффективную отдачу от вкладываемых ресурсов и совершаемых действий. Однако эти риски с лихвой компенсируются свободой действий и существенно большим доходом.
Резюмируя, можно сказать, что чем больше человек стремится к безопасности, тем больше он ограничивает себя во времени и доходе, тем сильнее он привязан к своей работе или деятельности, тем меньше у него свободы. И напротив, чем сильнее человек тяготеет к свободе и риску, тем ближе он к финансовой независимости.

Принципы поведения людей в разных секторах

Именно образ мышления и действий определяет то, к какому сектору относится человек. И при желании, изменив эти свои особенности, он может перейти из первого или второго сектора в третий или даже вообще в четвёртый. Так в чём же различие в поведении людей, находящихся в разных секторах квадранта Роберта Кийосаки, и почему одни люди постоянно участвуют в «крысиной гонке», а другие выходят из неё?

Наёмный работник

В большинстве случаев наёмный работник просто выполняет свои рабочие обязанности, получая за это небольшую стабильную зарплату и возможно достигая какого-то карьерного роста. Но зачастую денег наёмным работникам не хватает или хватает впритык, из-за чего они часто берут кредиты и влезают в долги, чтобы хоть как-то удовлетворить свои потребности. И ещё одна особенность: чем больше денег зарабатывает человек в этом секторе, тем больше он начинает тратить.
Единственный путь вырваться из «крысиных бегов» для наёмного работника – это стать профессионалом высокого класса в своей области, начать самостоятельно организовывать свою деятельность и научиться самому продавать свои услуги, перейдя таким образом во второй сектор.

Частный предприниматель, фрилансер

Любой человек, находящийся в секторе малого бизнеса, имеет некоторые преимущества перед наёмным работником. Но эти преимущества будут, так сказать, у него на вооружении только в том случае, если он будет продолжать неустанно трудиться, т.е. «бежать и бежать». Да и преимущества эти не так уж и велики: даже наличие большего количества свободного времени, возможность самостоятельно планировать работу и больший заработок не дают возможности сделать какие-либо накопления, которые могли бы позволить ему перестать работать.
Чтобы финансовые потоки начали приносить существенную пользу, и положение стало более выгодным, частный предприниматель или фрилансер должен начать организовывать работу для других и начать продавать их навыки и умения. Только так можно перейти в третий сектор.

Бизнесмен

Бизнесмены работают исключительно на развитие своего дела, но организовывают, предлагают и продают они уже не свои умения и услуги, а тех, кто на них работает. Т.е. здесь вступает в силу уже определённая бизнес-модель, в которой непосредственное участие самого бизнесмена сводится к минимуму. Тут-то и увеличивается свобода человека, т.к. ему уже не нужно каждый день ходить на работу или управлять своим ИП, где без него всё пойдёт «ко дну». Но и риск бизнесмена значительно увеличивается, т.к. ему нужно нанять наёмных рабочих или фрилансеров, заключить договора и контракты, арендовать площади для своего бизнеса (если этот бизнес не в Интернете), закупить оборудование, пройти кучу всевозможных инстанций, а всё это связано с определёнными трудностями и нет никаких гарантий, что всё пойдёт как нужно.
Уровень доходов бизнесменов уже существенно выше уровня дохода работников по найму и предпринимателей; они уже имеют больше свободы, но всё ещё не могут окончательно отойти от дел, т.к. требуется заниматься планированием, следить за бизнесом и решать различные вопросы, связанные с этим, а значит, нужно время от времени продолжать «гонку». Если, конечно, бизнес «пойдёт в гору», то к выходу на пенсию бизнесмен уже сможет передать все дела и стать окончательно свободным и финансово независимым. Если же у него есть желание отойти от дел молодым и богатым (кстати, это название одной из книг Р. Кийосаки), то ему непременно нужно искать способ перейти в сектор инвестирования.

Инвестор

Инвестор – это не только тот, кто, как уже было сказано, вкладывает в выгодные предприятия свои ресурсы, но ещё и не прикладывает к заработку практически никаких усилий, кроме интеллектуальных, и уж тем более не продаёт кому-то за деньги своё время. Основная работа инвесторов – это вложения. Не нужно тратить время, силы и нервы на поиск партнёров, проведение сделок и другие подобные вопросы. Нужно лишь определить вид бизнеса или проект, который будет приносить хороший доход, и вложить в него деньги. Это и позволяет инвесторам иметь 24 свободных часа в сутки, которые он может уделять тому, что ему действительно хочется. Это и есть выход из «крысиных бегов».
Достаток инвестора обеспечен процентами от его инвестиций в хорошие проекты. Есть даже такие инвесторы, которые предпочитают не связываться с бизнесом вообще – их основная деятельность проходит на рынках ценных бумаг, недвижимости, валюты и бинарных опционов. И именно на инвесторов мировой финансовый поток работает с наибольшей выгодой.
Сопоставьте свою деятельность с квадрантом денежного потока Роберта Кийосаки и вы увидите точное положение своих дел (участвуете ли вы в «крысиных бегах»), а также определите то, к чему вам следует стремиться, чтобы улучшить своё положение (выйти из них). Это и будет вашим первым шагом на пути к финансовой независимости!

Более подробно познакомиться с идеями Роберта Кийосаки вы можете в его многочисленных книгах. А проверить и улучшить свою финансовую грамотность вам помогут разработанные им финансовые игры-стратегии «Cashflow 101» и «Cashflow 202».