Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи
природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик,
с помощью которых можно выяснить, творческая ли вы личность и в какой
мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.
Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей
Что входит в понятие «творческие способности» и как их
оценить? Способности – это своеобразие особенностей
личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться
в них. Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего
мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных
ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать
их через призму развития отдельных элементов. Это связано с тем, что только лишь
творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности.
Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много
другое.
Все исследования способности к творчеству, креативности
можно поделить на две группы:
- Креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
- Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу).
Критерии оценки творческих способностей
Джой Гилфорд был одним из
первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности,
новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были
по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические
методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим
критериям:
◦
как быстро и легко творческие способности
будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый
промежуток времени)
◦
насколько гибки ответы (число переключений
с одного вида объектов на другие)
◦
насколько оригинальны ответы (частота
определённого ответа в однородной группе).
Лёгким способом проверить свои творческие способности стал
тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых
характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится
на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии
со следующими критериями:
1
Беглость (скорость)
– число ответов за определённый промежуток времени.
2
Гибкость (разнообразие
ответов).
3
Оригинальность
(редкость идей).
4
Разработанность идей
(детализация).
Результаты всевозможных научных исследований позволили
выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития
творческих способностей:
◦
внимательность
(умение увидеть и определить творческую проблему)
◦
разносторонность
(способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
◦
гибкость (отказ от стандартной
точки зрения)
◦
оригинальность (отказ
от шаблона)
◦
вариативность (способность
перегруппирования идей и связей)
◦
конкретность
(умение глубоко анализировать поставленную задачу)
◦
абстрактность (умение
синтезировать)
◦
гармония (генерация идей
на основе организационной стройности и идейной целостности)
◦
независимость
(непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
◦
открытость восприятия
(восприимчивость к новому, необычному).
Принципы методики диагностики творческих способностей
При подборе или разработке методики диагностики творческих
способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей
разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых,
а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет,
как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).
«Рекомендация. Сегодня для оценки уровня креативности
в основном применяются диагностические методики Торренса, Гилфорда и Джонсона. Попробуйте
выяснить свой уровень креативности с их помощью».
Основные принципы диагностики творческих способностей:
1
Для диагностики креативности не подходят
тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения
единственного верного решения из нескольких предлагаемых.
2
Исследуя креативность, нужно изучать
её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.
3
Диагностические методики должны замерять
показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении
слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости
от стереотипов (устоявшихся связях).
4
При диагностике нужно замерять продуктивность
(отношение числа ответов к количеству заданий).
5
Оригинальность определяется как число
обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.
6
Замер уникальности осуществляется с точки
зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.
«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе
не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие
проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».
Все методики диагностики творческих способностей не являются
абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик
в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо
конкретной ситуации. Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации.
Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки,
тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются
многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько
вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.
Попробуйте определить своё общий уровень креативности
с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере,
вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.
Опросник определения уровня креативности
Инструкция. Вам предлагается
ряд утверждений. Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения
соответственно знаками «+» или «-».
1
Мне не нравится работа, в которой все
чётко определено.
2
Мне нравится абстрактная живопись, я
её понимаю
3
Я не любою выполнять регламентированную
работу.
4
Мне не нравится ходить в музеи: все они
одинаковы.
5
Я люблю предаваться фантазиям.
6
Увлечения обогащают жизнь человека.
7
Я могу смотреть один и тот же спектакль
много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
8
Считаю, что лучше быть закройщиком, чем
портным.
9
Я больше ценю процесс работы, чем её
конечный результат.
10
Даже к обычному делу я отношусь творчески.
11
Я нередко сомневаюсь в том, что для других
вполне очевидно.
12
Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
13
Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь
какой-то определённой системе.
14
Мне нравится работа дизайнеров.
15
Мне не нравится ходить одной и той же
дорогой.
Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует
низкому уровню креативности, 6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому
Какой результат у вас?
Автор: Оксана
Седашова