вторник, 9 июня 2015 г.

Принцип Питера Лоуренса


Психология человека – очень занимательная штука. Помимо различных управляющих поведением человека механизмов, которые, конечно же, призваны служить на благо самого человека, она включает в себя ряд особенностей, которые нередко играют с ним в своеобразные игры, причём, это может касаться совсем не располагающих к этому сфер жизни, например, работы. В доказательство этому мы предлагаем вам ознакомиться с принципом Питера Лоуренса, который, согласно мнению некоторых специалистов в области менеджмента, более похож на шутку, однако автором представлен, как серьёзная теория.
Но, как и заведено, прежде чем приступить к описанию принципа, следует сказать, что Питер Лоуренс был известным канадским учёным, педагогом, просветителем и уважаемым специалистом в области иерархической организации – структуры с вертикальной формой управления входящими в её состав элементами. А известен он стал после того как сформулировал, описал и обосновал в своей книге принцип, который и называется сегодня принципом Питера Лоуренса или просто принципом Питера. О нём мы и продолжим нашу беседу.
Принцип Питера Лоуренса
Формулировка принципа Питера Лоуренса дословно выглядит следующим образом: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности».
Принцип Питера является частным случаем общих наблюдений следующего: всякая надлежащим образом работающая идея или вещь будет применяться человеком сначала в простых, а затем в более сложных условиях до тех пор, пока не станет причиной коллапса. Ведь, согласитесь, люди в большинстве случаев склонны к использованию проверенных вещей, технологий или идей даже в тех условиях, которые выходят за пределы допустимого. Данные наблюдения и были взяты Лоуренсом на вооружение в его исследованиях продвижения человека по должностной иерархии.
Согласно идеям Питера Лоуренса, человек, который работает в какой бы то ни было иерархической системе, будет расти по карьере до того момента, пока не займёт ту должность, справиться с которой уже будет не в состоянии. Это будет тот уровень, на котором человек «застрянет», пока в конце концов не покинет систему, в которой работает, например, пока не уволится или не уйдёт на пенсию.
Принцип Питера можно проецировать абсолютно на любую систему, где сотрудник, находившийся изначально на низшем уровне, постепенно переходит на более высокие. И учитывая то, что большая часть организаций, таких как государственные учреждения, частные предприятия, армия, церковь и т.д. являются именно такими структурами, область применения данного принципа очень велика.
Конечно же, кроме выдвижения своего принципа, Питер Лоуренс, дабы не быть голословным, сумел его должным образом обосновать.
Обоснование принципа Питера Лоуренса
Обосновать свой принцип Питер Лоуренс смог после рассмотрения стандартного порядка выдвижения сотрудников на какую-либо должность. Разделить обоснование можно на несколько разделов.
Компетентные сотрудники будут повышаться
В большинстве случаев, когда появляется свободная вакансия, руководители организации подбирают тех претендентов на неё, которые находятся на более низкой ступени иерархии, и к работе которых нет никаких нареканий. Новая должность, как правило, подразумевает новые обязанности. В том случае, если человек будет успешно их выполнять, он станет претендентом на последующее повышение.
Отсюда следует, что пока человек компетентен, он будет расти по карьере, но с течением времени окажется в такой должности, справиться с которой не сможет. После этого он уже не будет иметь перспектив карьерного роста. Так и получается, что компетентные работники растут по карьере до тех пор, пока не станут некомпетентными.
Некомпетентные сотрудники не будет понижаться
Несмотря на то, что с первого взгляда в том, чтобы некомпетентного работника понизить, нет никакой проблемы, на деле это редко происходит. Кроме того, что это может быть показателем того, что руководитель ошибся, выбрав на новую должность некомпетентного человека, старая должность, скорее всего, уже будет занята другим работником, вследствие чего возникает необходимость понизить или уволить этого человека, а это довольно сложное и крайне невыгодное мероприятие. По этой причине, даже если повышенный сотрудник не справляется со своими обязанностями, он остаётся на этой же ступени иерархии.
Низкая вероятность отказа от повышения
Лоуренс говорил, что особенности социально-экономической ситуации в современном обществе таковы, что мотивируют людей на достижение успеха, карьерного роста и стремление к повышению заработка. В этой ситуации работник, даже осознавая свою некомпетентность в предлагаемой должности, скорее всего, от повышения не откажется. Кроме того, это может повлечь за собой своего рода давление со стороны его окружения как на работе, так и дома.
Повышение некомпетентных сотрудников
Конечно же, способы удаления некомпетентных работников с новой должности есть. Если человек вообще не справляется с новыми обязанностями, его могут перевести на другую должность на той же ступени иерархии, а могут даже повысить, если у него есть определённые связи с вышестоящими руководителями. Такой метод продвижения по службе Лоуренс назвал «возвышением пинком». Примеры такого «карьерного роста» можно было наблюдать даже сейчас, когда некомпетентного работника переводят на номинально более высокую должность, в реальности не дающую никакой власти или полномочий.
Также Лоуренс назвал подобные продвижения «мнимыми исключениям», и с первого взгляда они могут показаться выходящими за рамки принципа. Но на самом деле после обоих рассмотренных выше случаев передвижения по иерархической лестнице человек наверняка снова окажется некомпетентным. Соответственно, и основной постулат принципа Питера сохраняет свою актуальность – если человек однажды дошёл до уровня некомпетентности, компетентным он уже не станет.
По причине всех вышерассмотренных манипуляций с работниками, предприятию, фирме или организации могут угрожать серьёзные последствия.
Последствия действия принципа Питера Лоуренса
Всего Питер Доуренс выделяет несколько возможных последствий как для работников, так и для самой структуры, в которой они работают.
Регресс в иерархии
Следствием действия принципа Питера может стать деградация иерархической системы. Чем большее число работников являются некомпетентными, тем ниже становятся основные стандарты компетентности в структуре, а также снижается эффективность её общего функционирования. Наибольшее отрицательное воздействие на иерархию структуры оказывает массовое «возвышение пинком», т.к. путь работников к некомпетентности значительно ускоряется.
Работают сотрудники, не достигнувшие уровня некомпетентности
 Т.к. принцип Питера применим ко всем сотрудникам и структурам, можно заключить, что с течением времени в любой иерархической структуре на всех должностях будут находиться некомпетентные работники, вследствие чего структура разрушится, ведь в ней никто не будет работать должным образом.
Однако в реальной жизни таких ситуаций практически не возникает, т.к. в структуре имеется достаточное количество работников, не достигнувших уровня некомпетентности – именно они и выполняют всю работу. К тому же, если структура достаточно небольшая, в ней может просто не быть столько должностей, чтобы все сотрудники перешли на тот уровень, на котором станут некомпетентными.
Синдром «Конечной остановки»
Автор принципа утверждал, что у любого работника, который достиг уровня своей некомпетентности, есть особый набор поведенческих особенностей, носящий название «Синдром «Конечной остановки». Он обусловлен тем, что работник, как правило, понимает или подсознательно ощущает свою некомпетентность. И чтобы как-то поддержать положительную самооценку, он стремится создать, причём, главным образом, для себя, видимость компетентности, искусственно подменяя эффективную работу другой деятельностью, которая может быть легко заметна со стороны.
Основным признаком такого поведения является стремление к формализации деятельности, изобретению всяческих правил и требованию от нижестоящих сотрудников их неукоснительного соблюдения, даже тогда, когда это совершенно нецелесообразно.
Питер Лоруенс считал, что синдром «Конечной остановки» может послужить причиной ухудшения самочувствия и здоровья, а также различного рода хронических недугов, связанных с нервным напряжением. И единственным способом борьбы с этим синдромом является изменение человеком своих жизненных установок и перенос притязаний в ту сферу, в которой уровень некомпетентности ещё не достигнут, например, смена места работы.
Если посмотреть сегодня на то, как построен процесс работы во многих организациях, мы наверняка сможем найти реальные подтверждения актуальности принципа Питера Лоуренса. Но, невзирая даже на то, что многие люди разделяли и разделяют идеи Лоуренса, его принцип неоднократно подвергался суровой критике со стороны некоторых специалистов в области бизнеса и менеджмента.

понедельник, 8 июня 2015 г.

Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии

Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи  природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно   выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.
Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей
Что входит в понятие «творческие способности» и как их оценить? Способности – это своеобразие особенностей личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться в них. Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать их через призму развития отдельных элементов. Это связано с тем, что только лишь творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности. Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много другое.
Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

  1. Креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
  2.  Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу).
Критерии оценки творческих способностей
Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:
   как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)
   насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)
   насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).
Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:
1  Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.
2  Гибкость (разнообразие ответов).
3  Оригинальность (редкость идей).
4  Разработанность идей (детализация).
Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:
   внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
   разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
   гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
   оригинальность (отказ от шаблона)
   вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
   конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
   абстрактность (умение синтезировать)
   гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
   независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
   открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).
Принципы методики диагностики творческих способностей
При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).
«Рекомендация. Сегодня для оценки уровня креативности в основном применяются диагностические методики Торренса, Гилфорда и Джонсона. Попробуйте выяснить свой уровень креативности с их помощью».
Основные принципы диагностики творческих способностей:
1  Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.
2  Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.
3  Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).
4  При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий).
5  Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.
6  Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.
«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».
Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации.  Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.
Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.
Опросник определения уровня креативности
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений.  Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».
1  Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
2  Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
3  Я не любою выполнять регламентированную работу.
4  Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
5  Я люблю предаваться фантазиям.
6  Увлечения обогащают жизнь человека.
7  Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
8  Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
9  Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
10          Даже к обычному делу я отношусь творчески.
11          Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
12          Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
13          Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
14          Мне нравится работа дизайнеров.
15          Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.
Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности,  6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому
Какой результат у вас?
Автор: Оксана Седашова



воскресенье, 7 июня 2015 г.

Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс

Обучение рисованию является одним из способов развития творческого мышления. Считается, что левое полушарие нашего мозга отвечает за абстрактное мышление, а правое — за образное. На самом деле взаимоотношения между полушариями гораздо более сложны и неоднозначны, но эти термины можно использовать для простоты, в качестве метафоры. Правое полушарие позволяет креативным людям переходить в особый режим восприятия реальности, так называемый П-режим. Научиться рисованию — значит, прежде всего, научиться видеть как художник.
Правополушарное рисование
Анри Матисс однажды сказал: «Когда я ем помидор, я смотрю на него как любой другой человек. Но когда я рисую помидор, тогда я вижу его иначе».
Функциональные различия полушарий мозга были открыты в 1968 году психобиологом Роджером Сперри, за это открытие он был позже удостоен Нобелевской премии. Бетти Эдвардс (американский преподаватель рисования, доктор наук) впервые применила результаты его исследований на занятиях со своими учениками, тем самым положив начало новой методике правополушарного рисования.
Книга Бетти Эдвардс «Открой в себе художника» является бестселлером, переведена на 13 языков и издается во всем мире.
Научиться реалистическому рисунку может любой обычный человек, независимо от возраста и природных задатков. Участники корпоративных семинаров, проводимых Бетти Эдвардс среди менеджеров в различных компаниях, осваивают необходимые навыки в течение трех-пяти дней интенсивных занятий.
Ключ к рисованию — развитие пяти навыков восприятия:
   восприятие краев;
   восприятие пространства;
   восприятие соотношений;
   восприятие света и тени;
   восприятие целостного образа.
Чтобы увидеть мир как видят его художники нужно научиться переключать свой мозг в особый режим видения, режим восприятия образов.
«Половина мозга лучше, чем ничего, но целый мозг еще лучше»
У многих людей левое полушарие  является доминантным, и, как правило, последовательного логического мышления бывает достаточно для большинства повседневных задач. Но есть такие задачи, решить которые оно оказывается не способно. Одна из таких задач — реалистическое рисование.
Способность левого полушария давать каждому объекту свое названия, анализировать и классифицировать, безусловно полезная в других областях деятельности, при рисовании вызывает полностью обратный эффект. Из-за его влияния многие люди так и остаются на стадии детского рисунка на протяжении жизни, считая что у них попросту не хватает таланта.
К счастью, это не так. Правое полушарие нашего мозга может с успехом справиться с изобразительными задачами, надо лишь позволить взять ему верх.
Перевернутое рисование
Преодолеть страх и почувствовать в себе новые способности поможет одно из классических упражнений, придуманных Бетти Эдвардс. Следуйте рекомендациям и результат непременно вас порадует.
Как выполнять упражнение:

1  Скопируйте приведенный выше рисунок за один присест, не отвлекайтесь пока не закончите и ни в коем случае не переворачивайте картинку. Можете включить музыку, но только без слов, чтобы ваше левое полушарие не вмешивалось в процесс.
2  Начните с любого места, хоть с середины. Старайтесь двигаться от элемента к соседнему элементу, чтобы по частям складывать рисунок. Не пытайтесь угадывать что вы рисуете, просто копируйте линии.
3  Постарайтесь не разговаривать с собой, а если очень хочется, то только на визуальном языке. Например «Эта линия отклоняется вот сюда». И не нужно называть вещи своими именами.
4  Если вам сложно сосредоточится на некоторых частях рисунка как на абстрактных формах, прикройте их рукой, оставив только ту линию, которую рисуете в данный момент.
После того как вы закончили, переверните свой рисунок и сравните его с оригиналом.
Что у вас получилось? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Автор: Ирина Видяпина