четверг, 31 декабря 2015 г.

Искать смысл в том, что мы делаем

Психоаналитик и коуч Софи Петерс рассказывает о том, как проживать свою профессиональную жизнь в ситуации кризиса.

Когда мы ежедневно делаем то, что нам кажется бессмысленным; когда думаем, что нашему положению на работе что-то угрожает; когда нам не хватает ресурсов, энергии работать качественно, мы чувствуем себя бессильными. Работа утрачивает свою значимость для нас, и мы становимся очень уязвимыми. 
Несмотря на трудные условия, в которых приходится работать многим из нас, некоторым по-прежнему удается находить в своей деятельности смысл, у большинства же это не получается. Вопрос смысла – основополагающий, ясный ответ на него позволяет жить в гармонии с собой и чувствовать удовлетворенность жизнью в любые времена. Вот почему так важно понимать, для чего мы работаем. Ради самой работы? Или вознаграждения за нее – де-нежного или символического? Ради связей с другими людьми? Ради вклада в общество? Карьеры? 
На протяжении жизни этот смысл меняется в соответствии с нашей системой приоритетов, ценностей, представлений, мотиваций и потребностей. Работать – значит еще и иметь свободное время для того, чтобы думать. Однако во многих компаниях, на многих предприятиях сегодня обстоятельства как раз не позволяют думать, а значит, и осмыслять свою роль. Ставя перед сотрудниками все больше задач, смысл которых невнятен, в ситуации жесткой экономии, руководители ждут от подчиненных работы исключительно в режиме производительности. А как же производство смысла? В этом отношении тем, кто так работает, приходится рассчитывать только на себя. 
Во-первых, развивать личную эффективность. То есть качественно выполнять все, что мы делаем на работе, видеть связь между своими усилиями и результатом. Даже в неблагоприятной окружающей обстановке личная эффективность дает нам веру в то, что мы сможем мобилизовать необходимые ресурсы, чтобы справиться даже с самыми сложными и неожиданными ситуациями. Такое отношение к работе повышает уровень субъективного благополучия и снижает стресс.
Следующий шаг – отмечать то, что вызывает положительные эмоции, найти удовольствие в том, что делаешь каждый день: не столько в результате работы, сколько в самом процессе, в общении с коллегами и партнерами. Даже если мы сейчас не создаем ничего из ряда вон выходящего, наша вовлеченность в рабочий процесс позволяет нам найти опору в себе и превращает работу в глубокий и обогащающий нас опыт. В общем, речь идет о том, чтобы в ситуации смены приоритетов у работодателей не слишком зацикливаться на целях и показателях. Удовольствие и мотивация на работе оцениваются не по таблицам Excel, а по поведению, состоянию духа и стилю общения в коллективе. 
В такие моменты важно позволить себе прислушаться к интуиции, к своим ощущениям, принимать во внимание то, что мы обычно (по своей воле или бессознательно) игнорируем, сделать так, чтобы ум, тело и сердце жили в ладу, в полной мере ощущать себя «здесь и сейчас» – все это поможет действовать и принимать верные решения. И в этом смысле удовольствие от работы окажется не целью, а средством.
И наконец, стоит задать себе вопрос о своих намерениях и поступках. Пытаясь интерпретировать собственные действия, мы легче обретем смысл работы. Делать что-то, что имеет смысл, – значит стараться понять, что дает нам энергию, и использовать это понимание, чтобы яснее мыслить и действовать. Потому что опыт обретает смысл только в душевной глубине того, кто этот опыт проживает.

Софи Петерс (Sophie Péters), консультант, эксперт по управлению персоналом, качеству жизни на работе и отношениям в рабочих коллективах, создатель консультационного кабинета Sens&Perspectives («Смысл&Перспективы», sensetperspectives.com).

воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Чужой опыт как средство тренировки интуиции

Интуиция – это загадочный феномен человека или вполне объяснимое явление? Можно ли её натренировать и использовать в повседневной жизни? Вопросы интересные, обширные, и требующие изучения. В рамках этой статьи мы попробуем показать, как работает интуиция, и предложим алгоритм, который даст возможность работать с «Шестым чувством».
Как работает интуиция?
Как правило, мы не обращаем внимание на знаки, которые подаёт нам подсознание, и потом жалеем об этом. Иногда, мы не замечаем то, что решение проблемы или задачи приходит моментально, словно озарение. Некоторые не представляют, что каждый такой знак — это результат серьёзной аналитической работы нашего персонального «Суперкомпьютера», который мы все привыкли называть подсознание. Эти процессы, как правило, сопровождаются определёнными ощущениями:
  • физическими (покалывание, боли, зуд); 
  • эмоциональными (страх, злость, радость); 
  • комбинированными (сочетание физических и эмоциональных чувств); 
Многие учёные считают, что наша интуиция – это не что-то магическое или мистическое, а вполне объяснимый процесс.
К примеру, вы смотрите кино, где негодяй поджидает свою жертву в тёмном подъезде. И по сценарию, этот преступник убивает человека внезапно – в темноте. Кино просмотрено, и отложив попкорн и газировку, вы пошли спать. Пока вы отдыхаете, ваш внутренний «Суперкомпьютер» анализирует поступившую информацию. На следующий день, возвращаясь с работы поздно вечером, в тёмном подъезде на вас наваливается тревожное чувство. Что это? Как раз так выглядит сигнал нашей интуиции, что тут может быть небезопасно.
Таких примеров можно привести очень много. Часть из них – это наши собственные переживания, а другая часть – это чужой опыт. Как говорят: «Дурак учится на своих ошибках, а умный на ошибках дурака». Отсюда мы попробуем вывести алгоритм действий, который позволит тренировать нашу интуицию.
Интуицию можно тренировать
Для начала необходимо решить, что это действительно вам необходимо. Ведь многих устраивает их отношение со своим подсознанием. Далее, если ответ утвердительный, постарайтесь выделить время для ежедневных занятий. Например, 20 минут вечером/утром или распределить время на весь день. Продолжительность занятий выбирайте сами. Ваши тренировки не должны вызывать дискомфорт. В этом деле важен личный интерес и постоянная работа.
Итак, обозначим основные части алгоритма, который поможет улучшить взаимодействие со своей интуицией:
  • Осознание того, что вам это действительно нужно. 
  • Концентрация внимания и тренировка памяти. 
  • Изучение информации о ситуации и расслабление. 
Как видите, алгоритм довольно простой и сложность заключается лишь в том, чтобы довести все эти действия до автоматизма и сформировать навык.
Концентрация внимания и тренировка памяти
Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал чувство глубокой концентрации. Но в большинстве случаев, получить желаемое сосредоточение сложно, т. к. нет должного внимания к этой проблеме. Мысли кружат в голове, и непонятно, что же сейчас мелькает в нашем сознании. В среде таких помех очень сложно расслышать тихий голос своей интуиции. Поэтому от этого «мусора в голове» нужно избавляться, используя различные техники, которые вы можете выбрать по собственному усмотрению. Мы дадим несколько названий техник, описание которых можно посмотреть в интернете:
  • «Осознание себя»; 
  • «Созерцание»; 
  • «Сосредоточение на чёрном круге»; 
Для чего это нужно? Во-первых, ваш ум придёт в порядок и мысли станут более ясными. Во-вторых, концентрация необходима для того, чтобы выполнять остальные упражнения, о которых пойдёт речь.
Также мы рекомендуем выполнять упражнения для развития памяти. Это позволит запоминать необходимую информацию для анализа данных без каких-либо подручных средств. Правильное интуитивное решение может быть принято только, если существует достаточное количество сведений о проблеме. Вы можете выбрать способы, которые подходят вам. Мы советуем обратить внимание на следующие техники:
  • «Мнемотехники»; 
  • «Метод повторения постепенным накоплением»; 
  • «Метод голографической памяти»; 
Упражнения на концентрацию и развитие способностей к запоминанию лучше делать одновременно, так как это поможет добиться наилучших результатов.
Изучение информации о ситуации и расслабление
Очередным шагом в тренировке своей интуиции будет сбор информации о ситуации, в которой вы хотите получить подсказки от вашего подсознания. Давайте, для примера, возьмём «Предстоящее собеседование с работодателем».
В наше время доступ к Internet есть у каждого, поэтому воспользуемся популярными сервисами и найдём 30 различных видео, на которых запечатлено проведение собеседования с кандидатом (чем больше материала для обработки тем лучше). Далее, вооружаемся блокнотом и карандашом. Также можно использовать диктофон или телефон с такой функцией.
Перед просмотром ролика сконцентрируйтесь.
В состоянии сосредоточения, просматривайте видео, останавливаясь на сложных и интересных местах, фиксируя на бумаге или в диктофоне вопросы, интонации, шутки, поведение собеседников, ошибки – все, что вам покажется важным.
После каждого ролика, в течение 1 — 2 минут, прогоняем в своём воображении увиденное. После переходим к следующему.
Отработав весь видеоряд, просмотрите ваши заметки, чтобы окончательно закрепить результат.
Расслабьтесь и посмотрите в окно, немного подышите и отпустите из сознания мысли о проделанной работе. Переключитесь на что–то другое.
Эта методика работает следующим образом. Уделяя столь пристальное внимание определённой теме, Вы как бы говорите своему подсознанию, что «Это желательно запомнить и в нужный момент использовать». Наличие информации о разных ситуациях, которые могут происходить на собеседовании, поможет вашей интуиции проанализировать ситуацию и выдать правильное и интуитивное решение в момент, когда вы будете в этом нуждаться.
Выполняя этот несложный алгоритм, в скором времени вы сможете применять его в разных случаях. Примерно через месяц, сформируется навык, что, без сомнения, будет полезным для вас. Описанные выше приёмы работы с подсознанием, имеет смысл дополнять и модифицировать в соответствии с вашими целями, потребностями и личными характеристиками. И на последок, рекомендуем ознакомиться со следующей литературой, которая поможет более детально разобраться с этой темой:
  • «Думай медленно решай быстро» (Даниэль Каниман); 
  • «Полноприводной мозг. Как управлять подсознанием»; 
  • «Озарение – сила мгновенных решений» (Малкольм Гладуэлл); 
  • «Развитие памяти и способности концентрироваться» (Гарри Лорейн).

четверг, 29 октября 2015 г.

Основы нейроэкономики: как мы принимаем решения?

Во многих ситуациях люди склонны совершать не совсем выгодные и не совсем разумные поступки, причём, даже тогда, когда дело касается финансов. И многие специалисты говорят, что причина кроется в эмоциях. Как они влияют на иррациональное поведение человека? Какие области головного мозга за это ответственны? Какое место в процессе принятия решений занимают личностные и возрастные особенности, а также другие индивидуальные различия? Ответы на эти и другие вопросы может предоставить нам нейроэкономика.
Что такое нейроэкономика?
Нейроэкономика является междисциплинарным научным направлением, находящимся на стыке психологии, нейробиологии и экономической теории. Направлена она на изучение процесса принятия решений во время выбора альтернативных вариантов, распределений рисков и вознаграждений. Для изучения мозга эта наука применяет экономические модели, а для создания экономических моделей – достижения в области нейробиологии.
Об основах нейроэкономики мы ещё поговорим, а пока вкратце рассмотрим главные методы нейроэкономики. Всего их выделяют несколько:
Инвазивные методы, которые включают в себя исследования пациентов с нарушениями нервной системы и регистрацию активности нейронов животных
Неинвазивные методы, включающие в себя транскринальную магнитную стимуляцию мозга и функциональную магнитно-резонансную томографию
Генетические и биохимические методы, которые основываются на изучении воздействия гормонов и генов на принятие решений
Поведенческие исследования, представляющие собой сравнительные изучения процессов принятия решений у людей и животных
Главным же образом, нейроэкономикой изучаются механизмы процесса принятия решений на различных уровнях сложности, а именно:
Генный уровень
Нейрональный уровень
Структурно-анатомический уровень
Функциональный уровень
Организменный уровень
Социальный уровень
И всё это многообразие методов изучения и уровней, на которых они применяются, обусловлено наличием базовых постулатов, на которых зиждется нейроэкономическая наука.
Основы нейроэкономики
Всего мы рассмотрим несколько моделей нейроэкномики. Начать же стоит именно с базовой.
Базовая модель нейроэкономики
Основополагающей концепцией нейроэкономики является предложенная В. Ньюсамом и М. Шадленом модель принятия простейших перцептивных решений. Исходя из её предпосылок, началом процесса принятия решений являются нейроны-детекторы, которые получают данные об имеющихся вариантах. После этого информация переходит к нейронам-интеграторам, которые её накапливают во времени и осуществляют принятие решений. Чем больше количество информации, которую получают интеграторы от детекторов, тем активнее эти интеграторы начинают работать, одновременно подавляя активность других интеграторов, которые заняты программированием альтернативных решений – данный процесс осуществляется при помощи тормозных синапсов. Другими словами, работа системы интеграторов показывает разность между доказательствами в сторону каждого из вариантов. Принятие же решения происходит тогда, когда степень активности какого-либо интегратора начинает превышать «порог принятия решений».
Кодировка субъективной ценности решения
Согласно классической экономической теории, принятие решения о выборе какого-то варианта является рациональным процессом и находится в зависимости от степени субъективной ценности. А теория максимизации ожидаемой полезности, в свою очередь, гласит, что любой человек стремится увеличить выгоду, делая выбор в пользу варианта с максимальной ожидаемой полезностью.
Как правило, у построения моделей принятия решений есть особое ограничение, заключающееся в сложности выражения полезности при помощи абсолютных единиц. Нейроэкономика стремится это ограничение преодолеть, заявляя о том, то полезность можно описать посредством значения активности отвечающих за это нейронов, приравненного к среднему показателю. Такими нейронами являются некоторые области дофаминергической системы – прилежащее ядро и орбитофронтальная кора головного мозга. Помимо этого, исследования нейроэкономистов указали на то, что субъективная полезность обрабатывается нейронами прилежащего ядра, а последующее сравнение осуществляется в области орбитофронтальной коры.
Результаты вышеназванных исследований послужили одной из причин возникновения нейромаркетинга – одного из ответвлений нейроэкономики, сфокусированного на особенностях процесса принятия решений потребителями и исследованиях воздействия маркетинга.
Но одной из самых животрепещущих тем нейроэкономики, на изучение которой уходит практически всё время и все силы специализирующихся в представленной области исследователей, является вопрос на тему того, как на принятие решений воздействуют наши эмоции?
Как эмоции влияют на принятие решений?
Исследования двух специалистов в области мозговой деятельности – Антонио Дамацио и Антуана Бешара, изучавших пациентов с повреждениями отвечающих за принятие решений областей мозга, показали, что, невзирая на довольно высокий IQ, эти пациенты испытывают трудности в принятии решений. Причём, понимание того, что какой-то из вариантов выбора лучше, ещё не говорит о том, что он будет выбран. Люди с нарушениями эмоций выбирали худшие альтернативы, если у них не было эмоциональной реакции на прошлый отрицательный опыт.
Нейроэкономика занимается изучением взаимодействия рациональных и эмоциональных механизмов принятия решений, беря за основу теорию дуализма принятия решений. Проведенные в этих рамках специалистами исследования показали, что в зависимости от наибольшей активности различных областей мозга (когнитивной или лимбической), решения могут приниматься или рационально, или эмоционально.
Рациональная система мозга открывает возможности для принятия оптимальных решений при наличии определённого количества времени, а эмоциональная система способствует принятию более быстрых и вполне адекватных решений.
Эволюционные нейроэкономические подходы
Нейроэкономикой, помимо прочего, применяются и сравнительные эволюционные подходы. Так, она изучает различия и сходства в механизмах принятия решений и людей и животных.
Экономическая активность людей, если её упростить, может рассматриваться в форме кормодобывательного поведения. По этой причине, будет уместно изучать схожие черты экономики людей с кормодобывательным поведением животных, прибегая к попыткам объяснения некоторых закономерностей экономической активности человека посредством эволюционных адаптаций самого человеческого вида.
По классической биологической теории оптимального фуражирования, животные выбирают пищу, оценивая два фактора: каким они располагают временем на добычу пищи, и каким располагают временем на её последующую обработку. Отмечено стремление животных к максимизации скорости потребления энергии, которая содержится в пище.
Нейроэконмические исследования показали, что кормодобывательная активность животных включает в себя некоторые особенности экономики людей. Например, теория биологических рынков говорит о том, что взаимодействие между животными в группе, которое нацелено на получение выгоды, основывается на экономическом законе спроса и предложения. Получается, что эти два фактора формируют «стоимость» услуг, оказываемых в биологическом сообществе: если количество особей, которые предоставляют блага, сокращается, их ценность увеличивается.
Эта же теория говорит о существовании особых «рыночных» факторов эволюционного отбора, обуславливающих естественный отбор и приобретение новых свойств, которые способствуют продуктивной адаптации в «рыночных» условиях. Другими словами, посредством биологического рынка создаётся некоторое эволюционное давление.

Короче говоря, такое направление как нейроэкономика сегодня является очень актуальным, и исследования в данной области позволили гораздо ближе подойти к ответу на вопрос понимания биологических основ процесса принятия решений. Результаты исследований легли в основу новейших представлений об этом процессе, и позволяют с успехом осуществлять моделирование поведения людей и животных. Нейроэкономику, которая возникла на стыке наук, в самом широком понимании можно назвать нейробиологией принятия решений.

Источник  >>

понедельник, 26 октября 2015 г.

Метод Дельфи и его применение

Среди имеющихся на сегодняшний день инструментов, предназначенных для выбора и оценки эффективности решений, особое место занимается дельфийский метод или, как его ещё называют, метод Дельфи. Он является очень эффективным как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере деятельности, ведь он позволяет учитывать мнения всех людей, которые имеют отношение к какому-либо вопросу, посредством последовательного объединения соображений, предложений и выводов, а затем прийти к конкретному соглашению. Дельфийский метод удобен в применении, и использовать его может любой человек или группа людей, важно только знать, как это делается.
Метод Дельфи
Метод Дельфи разрабатывался в 50-60-е годы XX века в США. Основной его задачей было прогнозирование воздействия научных разработок будущего на методы ведения военных действий. Разрабатывался метод американским стратегическим исследовательским центром «RAND», а его авторами принято считать Олафа Хэлмера, Нормана Дэлки и Николаса Решера. Кстати говоря, название произошло от имени Дельфийского Оракула.
Особенности и суть метода Дельфи
Учитывая то, что метод Дельфи представляет собой метод экспертного оценивая, основными его особенностями являются анонимность, многоуровневость и заочность. Базовой предпосылкой служит идея о том, что если должным образом произвести обобщение и обработку индивидуальных оценок экспертов по поводу конкретной ситуации, можно получить общее мнение, которое будет обладать максимальной степенью надёжности и достоверности.
Смысл же метода состоит в том, чтобы при помощи комплекса определённых действий, таких как мозговые штурмы, интервью и опросы, найти способ определения верного решения. Зиждется метод том, что некоторая группа независимых экспертов гораздо лучше может оценить и предсказать результат, нежели структурированная группа людей. Беря во внимание и то, что независимые эксперты могут даже не знать друг о друге, можно исключить столкновение различных позиций, а также коллективное влияние, обусловленное совместной работой и конформизмом. Плюс к этому, метод может осуществляться где угодно, независимо от места нахождения участников.
В процессе использования Дельфийского метода принимают участие две группы людей:
Первая группа – это эксперты, представляющие свою точку зрения на исследуемую проблему
Вторая группа – это аналитики, приводящие мнения экспертов к единому знаменателю
Сам же метод Дельфи подразумевает несколько этапов.
Этапы метода Дельфи
Всего различают три этапа – это предварительный этап, основной этап и аналитический этап.
Предварительный этап
На первом этапе производится подбор экспертной группы. В неё может входить любое количество человек, однако рекомендуется формировать группу из 20 человек и не более.
Основной этап
На втором этапе выполняются следующие шаги:
Ставится проблема – эксперты получают основной вопрос, а их задачей является разбиение его не несколько более мелких. Аналитики производят отбор самых распространённых вопросов и составляют общий опросник.
Полученный опросник вновь представляется экспертам. Они должны сообщить, следует ли ещё что-то добавить, хватает ли данных, нет ли какой-то дополнительной информации по проблеме. Таким образом, получается 20 ответов (зависит от количества экспертов) с подробной информацией. Аналитики составляют ещё один опросник.
Новый опросник снова предоставляется экспертам. Теперь им нужно предложить свои способы решения проблемы и изучить альтернативные позиции остальных экспертов. Здесь производится оценка эффективности, наличия ресурсов, актуальности способов решения. Аналитики выделяют основные мнения экспертов и стараются их сблизить. Если чьи-то мнения идут в разрез с мнением большинства, эти мнения озвучиваются экспертам. В итоге, эксперты могут изменить свои позиции, после чего данный шаг снова повторяется.
Шаги повторяются снова и снова до тех пор, пока эксперты не придут к консенсусу, и не будет установлено единого мнения. А исследование аналитиками расхождений во мнениях членов экспертной группы может указать на незамеченные до этого тонкости проблемы. В конце концов, выносится общая оценка, и составляются практические рекомендации по решению проблемы.
Аналитический этап
И уже на третьем этапе проверяется согласованность мнений экспертов, анализируются полученные выводы и разрабатываются окончательные рекомендации.
Наряду с представленной структурой Дельфийского метода, существуют и другие модификации. Самая распространённая из них включает в себя бесструктурный этап. Используется данная модификация в том случае, если исследование направлено на поиск чего-либо конкретного, а организаторы исследования не способны сразу же представить проблему в форме специализированных вопросов. В этом случае уже на этапе формулировки проблемы привлекают экспертную группу.
Другая модификация метода Дельфи направлена на то, чтобы сократить время, которое будет затрачено на осуществление аналитического этапа – он называется «Экспресс-Дельфи». С учётом того, что традиционный метод со всеми его достоинствами является довольно трудозатратным и требует для своего применения значительного количества времени, экспресс-метод позволяет сохранить все основные элементы методики при том, что всю процедуру можно осуществить в течение нескольких часов, однако требуется специальная техническая база.
Каждый член экспертной группы на протяжении отведённого временного периода находится за компьютером. Все компьютеры объединены одной общей сетью, которая замыкается на руководителе мероприятия. После того как эксперты предлагают свои решения в ускоренном режиме, аналитики точно так же должны как можно быстрее произвести оценки. Огромную роль в этом процессе играет оперативность в обработке и систематизации материала.
Но у метода Эспресс-Дельф есть и один существенный недостаток: если сравнивать его с классическим методом, эксперты не имеют возможности надлежащим образом обдумать поставленную перед ними задачу, а также объективно оценить точки зрения и доводы других участников. Помимо этого, сложность состоит и в предоставлении специального оборудования. По этой причине, специалисты советуют прибегать к применению обычной вариации Дельфийского метода.
Несмотря на удобство применения метода Дельфи и его эффективность, следует отметить и некоторые его недостатки, не учитывать которые нельзя.
Недостатки метода Дельфи
Во-первых, важно сказать о том, что уже с самого своего появления, т.е. с начала 60-х годов минувшего столетия, метод Дельфи был подвергнут довольно серьёзной критике. В частности, говорилось о том, что:
Организаторы мероприятия обладают чрезмерно большими полномочиями, по сравнению с экспертами, а значит, экспертов можно считать беззащитными в некотором смысле
Коллективное мнение далеко не во всех случаях является верным
Аналитики отбрасывают креативные решения, имеющие наименьшее количество сторонников, а эти решения могут быть самыми эффективными
Невозможен оперативный анализ, т.к. для осуществления последнего этапа требуется много времени: каждый этап анализа может занимать минимум до 24 часов
Эксперты склонны проявлять конформизм, испытывая желание и стремясь присоединиться к мнению большинства
Организаторы имеют возможность манипулировать экспертной группой
Представленные недостатки также предлагалось устранить при помощи следующих средств:
Организаторы должны подбираться из различных структур и относиться к разным социальным и научным направлениям
Одну и ту же проблем нужно прогонять через разные группы
Необходимо учитывать даже самые альтернативные и креативные варианты решения проблемы, хотя бы в качестве дополнения
Метод Дельфи получил широкое распространение на Западе – в своей деятельности его начали применять многие компании, в которых уделяется огромное внимание вопросам стратегического планирования. В частности, это компании, занятые преимущественно в области технологических разработок, бизнеса и футурологии. В России же метод применялся и применяется крайне редко, т.к. во-первых, в стране не существует такой традиции и специалистов по данному методу, нет независимых аналитических структур, а сама аналитическая деятельность на протяжении долгого времени носила централизованный характер, другими словами, эксперты стремились подстроиться под мнение большинства.
Однако это ни в коей мере не умаляет достоинств Дельфийского метода, и если вам в вашей жизни и деятельности необходимо узнать, при помощи какого способа можно решить какую-либо проблему и оценить эффективность этого способа, вы можете смело использовать метод Дельфи. Ко всему прочему, его можно считать не только эффективным, но и креативным подходом к решению любых проблем.