понедельник, 12 ноября 2018 г.

Преодоление социального беспокойства

Миллионы людей по всему миру страдают от этого разрушительного и травматического состояния каждый день. Кто-то принимает его как факт, объявляет себя «интровертом» и не предпринимает попытки что-либо изменить, а кто-то пытается выяснить причину социального беспокойства, потому что понимает, как лишается возможностей, которые дает отсутствие боязни общения и взаимодействия с другими людьми.
Социальное беспокойство (социальное тревожное расстройство, социальная фобия) – долговременный и подавляющий страх перед социальными ситуациями. Вы подвержены социальному беспокойству, если:
  • Боитесь простых повседневных взаимодействий, таких как встречи с незнакомцами, начало разговора, беседа по телефону.
  • Избегаете групповых бесед.
  • Всегда переживаете, когда делаете что-то, что считаете неловким, что выражается в смущении, румянце и потливости.
  • Вам трудно что-либо делать, когда другие люди наблюдают за вами.
  • Избегаете зрительного контакта.
  • Боитесь, что кто-нибудь заметит, что вы нервничаете.
  • Переживаете, что другие люди осудят вас за то, что вы высказываете свое мнение.
  • Испытываете волнение и дискомфорт в любой социальной ситуации.
Проще говоря, во время социального беспокойства внимание человека полностью перемещается со внешнего на внутренний мир, причем болезненным образом – это не логические размышления, а чрезмерно эмоциональные и нерациональные мысли, которые определяют поведение, реакции, ощущения.
Социальное беспокойство возникает в разных ситуациях: встречи с новыми людьми, публичная речь, ведение презентации, нахождение в центре внимания, общение с «важными» людьми, телефонные разговоры, экзамены, вечеринки, свидания, высказывание своего мнения в коллективе. Все эти сложности попросту мешают человеку достигать своих целей. Например, он может несколько месяцев откладывать разговор с начальником о повышении именно по причине социального беспокойства и потеряет огромное количество времени.
С социальным беспокойством справиться нелегко, однако если следовать следующим советам, вы сможете значительно исправить ситуацию и, в конечном итоге, преодолеть проблему.
1

Бросьте вызов негативным мыслям

Хотя может казаться, что вы ничего не способны сделать с симптомами социального беспокойства или социальной фобии, на самом деле есть много вещей, которые могут помочь. Первый шаг состоит в том, чтобы бросить вызов своим привычным мыслям, потому что проблема находится, прежде всего, в голове.
У людей, страдающих от социального беспокойства, есть негативные мысли и убеждения, которые способствуют развитию страха и тревоги:
  • «Я знаю, что если сделаю это, то буду похож на дурака».
  • «Мой голос начнет трястись и я унижу сам себя».
  • «Люди будут думать, что я глуп».
  • «Мне нечего будет сказать. Все подумают, что я скучный».
Борьба с этими негативными мыслями – эффективный способ снизить симптомы социальной тревоги.
Шаг первый: определите автоматические негативные мысли, которые лежат в основе вашего страха перед социальными ситуациями. Например, если беспокоитесь о предстоящей презентации, основная негативная мысль может быть такая: «Я провалю презентацию. Все будут думать, что я совершенно не понимаю, о чем говорю».
Шаг второй: анализируйте и оспаривайте их. Задавайте себе вопросы о негативных мыслях: «Я точно знаю, что провалю презентацию?» Или «Даже если я нервничаю, почему люди обязательно подумают, что я некомпетентен?». Благодаря этой логической оценке негативных мыслей вы можете постепенно заменить их более реалистичными и позитивными.
Вам также нужно понять, не используете ли вы непродуктивные стили мышления:
  • Чтение мыслей: это случается, когда вы начинаете предполагать, что думают другие люди. И даже если вы в итоге ошиблись, обычно это не дискредитирует данный стиль мышления.
  • Гадание: это предсказание будущего и, как правило, вера в наихудший сценарий. Вы просто «знаете», что все будет ужасно, так что беспокоитесь уже сейчас, хотя ситуация даже не наступила и не факт, что наступит.
  • Катастрофизация: делать из мухи слона. Например, считать, что вашу нервозность другие трактуют исключительно как полный провал, некомпетентность, а вас считают худшим из людей на планете.
  • Персонализация: это когда вы считаете, что люди думают только о вас, да и к тому же в негативном ключе. Об этом мышлении мы сейчас поговорим более подробно.
2

Фокусируйтесь не на себе, а на других

Когда мы находимся в социальной ситуации, которая заставляет нервничать, многие из нас склонны увязнуть в своих тревожных мыслях и чувствах.
При персонализации мы начинаем почему-то думать, что каждый из присутствующих смотрит и судит нас. Внимание при этом сосредоточено на телесных ощущениях – человек надеется, что если он будет это делать, то сможет лучше себя контролировать. Но эта чрезмерная фокусировка заставляет еще отчетливее понимать, насколько он нервничает, вызывая все большее беспокойство. Это также мешает сосредоточиться на разговорах и взаимодействии с другими людьми.
Как только вы перемещаете фокус с внутреннего на внешний, случается чудо – тревожность снижается. Чем больше внимания на то, что происходит вокруг вас, тем меньше беспокойства.
Сфокусируйте свое внимание на людях. Но только не на том, что они думают о вас! Вместо этого сделайте все возможное, чтобы установить с ними подлинную связь.
Помните, что беспокойство не так заметно, как вы думаете. Даже если люди заметят, что вы нервничаете, они не будут плохо думать о вас. Скорее всего, они даже будут более тактичны.
На самом деле слушайте то, что говорится. Не стоит обращать внимание на свои негативные мысли, просто ведите диалог и полностью участвуйте в нем.
Сосредоточьтесь на настоящем вместо того, чтобы размышлять о том, что скажете через минуту.
Прекратите отчаянно желать быть идеальным – и вы ослабите внутреннее давление. Будьте подлинным и настоящим.
3

Научитесь контролировать свое дыхание

В теле человека происходит много изменений, когда он начинает беспокоиться. Один из самых первых симптомов – учащенное дыхание. Это приводит к физическим симптомам тревоги, таким как головокружение, чувство удушья, увеличение частоты сердечных сокращений и мышечное напряжение.
Нужно развить в себе привычку замедлять дыхание на первых секундах беспокойства. Это поможет избежать проявления других его физических симптомов. Практикуйте следующее упражнение в спокойной ситуации:
  • Сядьте удобно, расправьте плечи. Положите одну руку на грудь, а другую на живот.
  • Вдыхайте медленно и глубоко через нос на протяжении 4 секунд. Рука на животе должна подняться, а рука на груди должна быть практически неподвижной.
  • Задержите дыхание примерно на 2 секунды.
  • Выдыхайте медленно в течение 6 секунд, выталкивая полностью воздух. Так же как и при вдохе, рука на животе должна опуститься вниз, а рука на груди быть неподвижной.
  • Повторите этот цикл еще 10 раз.
4

Взгляните в лицо своим страхам

Привычка избегать тревожных ситуаций может только усугубить проблему, поэтому вы должны преодолеть социальное беспокойство при помощи прямого контакта с тем, что вызывает страх (но есть и те, кто советует все же избегать подобного, так что все зависит от интенсивности переживаемых эмоций при такого рода стрессе). Спросите себя честно: чем сильнее и отчаяннее чего-либо избегать, тем страшнее это станет, верно? А отсюда и до фобии рукой подать.
Избегание вредно также потому, что может помешать добиваться многих целей. Например, боязнь общения с людьми помешает выделиться, продвинуть свои идеи и попросту не позволит заводить друзей.
Преодоление социального беспокойства может показаться невозможным, но это вполне реально, если делать шаг за раз (один из самых эффективных методов лечения любой фобии). Суть такого подхода в том, чтобы начать с легкой задачи, которая не вызывает дискомфорта, и постепенно усложнять ее, двигаясь вверх по «лестнице искоренения социального беспокойства».
Представим, к примеру, что вы боитесь взаимодействовать с коллегами. Давайте выстроим нашу лестницу:
Шаг первый: здороваться со всеми коллегами.
Шаг второй: спрашивать у коллег совета относительно вашей работы.
Шаг третий: спрашивать у коллег, как они провели выходные.
Шаг четвертый: поговорить с коллегами во время обеда о погоде или футболе.
Шаг пятый: пригласить коллегу на кофе после работы.
Безусловно, вы можете начать сразу с пятого шага, что кажется вполне разумным, однако дело в том, что логика и рацио в этом случае не работают. Человек боится и все, хотя и понимает, что ведет себя трусливо. Поэтому используйте «лестницу искорения беспокойства» и начинайте с малого.
5

Прилагайте усилия, чтобы социализироваться

Ключ к успеху в излечении от социального беспокойства – в активных действиях. Даже если вас будут силой затаскивать на мероприятия, ничего без вашего сознательного участия не изменится.
Запишитесь на какие-либо курсы: йога, медитация, шахматы, английский язык, интеллектуальный клуб. Это позволит так или иначе взаимодействовать и знакомиться с новыми людьми.
Также развивайте свои навыки общения. Посещайте семинары, читайте книги и проходите онлайн-курсы. Это поможет заинтересоваться искусством коммуникаций в полной мере и осознать, насколько это интересная сфера жизни.
6

Выберите жизнь без стресса

Теперь поговорим о физиологии. Когда вы начнете ее менять, то автоматически станете избавляться от стресса.
Что приводит к стрессу, если говорить о физиологии? Недостаток сна, неправильное питание, потребление алкоголя, курение, сидячий образ жизни. Это значит, что нужно действовать полностью противоположным образом – спустя несколько недель вы практически без усилий сможете справляться со своей психикой в социальных ситуациях, особенно если прислушаетесь к остальным советам.

Источник >>

понедельник, 8 октября 2018 г.

Социальное беспокойство

Если вы ощущаете, как сильно меняются ваши мысли, эмоции и действия когда в помещение, где вы находитесь, заходит другой человек, значит вы подвержены социальному беспокойству. Оно включает в себя всевозможные жизненные ситуации: знакомство с людьми, боязнь выступления перед публикой, неприятные ощущения «когда на тебя смотрят» и даже опасение есть и пить среди людей.
Конечно, не каждому человеку, при наличии некоторых симптомов, следует обращаться к врачу. Если вы боитесь публичных выступлений — это в какой-то степени вполне нормально. Вы можете это преодолеть, не прибегая к услугам психотерапевта. Но в том случае, если вы испытываете огромную застенчивость, когда вам нужно сказать кассиру, что он неправильно посчитал сдачу, вы должны серьезно задуматься.
Существует семь элементов, каждый из которых может не означать наличие социального беспокойства, однако, чем их больше, тем выше вероятность наличия проблемы.
1

Эмоции и настроение

Неумение справляться со своими эмоциями и настроением может указывать на серьезные проблемы в психике человека. Эмоции условно можно разделить на две группы:
  • Позитивные. Их наличие приветствуется.
  • Негативные. Их стараются избегать.
Также их можно разделить на две другие группы: активные и пассивные. Например, страх можно отнести к негативной и позитивной группе, поскольку он заставляет человека сканировать ситуацию на предмет поиска угрозы и ее избегание.
Настроение тоже можно отнести к эмоциям, но существенная разница в том, что они длиннее по времени. Люди, которые подвержены социальному беспокойству и депрессии пребывают в хронически негативном настроении и неспособны с ним бороться.
2

Невротизм

Личные черты характера определяют, как человек думает, что чувствует и как действует. Они возникают в детстве и закрепляются в зрелом возрасте. Невротизм относится к негативной эмоциональной системе. Это означает, что если человек подвержен невротизму, он испытывает более сильные негативные эмоции, чем здоровый человек, более раним и уязвим. Поэтому ему нужно больше времени, чтобы успокоиться. Соответственно, и вреда организму наносится значительно больше.
3

Социальное воздействие и относительная ценность

По своей природе мы социальные создания со своими нуждами и целями. У нас есть фундаментальные побуждения к социальному воздействию (когда люди действуют в наших интересах) и относительной ценности (когда нас ценят окружающие). Наша эмоциональная система направляет нас получать выгоду и избегать потерь при социальном воздействии и относительной ценности. Люди, подверженные социальному беспокойству, ориентированы на то, чтобы не потерять. Им больше свойственны печаль, боль, вина и стыд (хотя они этого избегают), чем любовь, радость, гордость и удовольствие.
4

Привязанность к безопасности

Боязнь получить негативные эмоции приводит к тому, что такие люди боятся незнакомцев, потому что они не являются «домашними» для них. Порой они испытывают враждебные эмоции к тем, кого не знают. Впрочем, эта проблема может возникать даже в отношениях, когда имеет место недоверие.
5

Боязнь незнакомцев и неопределенности, публичных выступлений и сравнений, конфликтов и отказов

Это самый явный признак. Незнакомцы для таких людей несут неопределенность, потому что от них неизвестно чего ожидать. Это вызывает страх и беспокойство.
Боязнь публичных выступлений возникает из-за страха потерять социальное воздействие и относительную ценность (из третьего пункта). Все усугубляется тем, что такие люди боятся, что их будут сравнивать с другими выступающими и они на их фоне потеряют свою ценность.
То же самое происходит с конфликтами. Человек ощущает, что теряет социальное воздействие, поэтому старается их избегать. Это же касается и боязни отказов. Лучше не пробовать знакомиться вовсе, чем получить отказ.
6

Личное-публичное

Внутри у таких людей сидит внутренний цензор, который не позволяет им открыто выражать свои эмоции и мысли на публике. Из-за этого человек ощущает себя лицемерным и неискренним, а значит лучше вообще молчать и не выражать эмоций, чем испытывать это. К тому же социум предъявляет некоторые требования и ожидания, реакции и суждения. А так как реакция общества неопределенная, то принимается решение бездействовать.
7

Критикующий внутренний голос

Этот голос звучит намного громче, когда у человека создается впечатление, что он не соответствует требованиям и ожиданиям общества. Это приводит к тому, что человек либо старается работать над собой, либо избегать делать «глупые вещи».
По статистике, социальному беспокойству подвержены около 7% людей на планете, хотя в той или иной степени этим «больны» практически все. Эта проблема настолько серьезна, что нельзя рекомендовать что-либо как чудодейственное лекарство. Вы должны проделать большую работу над собой: понять свою психологию, избавляться от фобий, выходить из зоны комфорта, научиться общаться с другими людьми, управлять своими эмоциями и приобрести уверенность в себе.

Источник >>

понедельник, 14 мая 2018 г.

Типы игр












Игры – это отнюдь не только составляющая жизни детей или спортсменов. В игры играют и взрослые и далёкие от спорта люди, причём играют буквально каждый день. Да и множество всемирно известных специалистов, ведущие свою деятельность в совершенно разных областях, довольно часто упоминают о том, что люди всегда играли, играют и будут играть в игры. Один из таких специалистов написал, кстати, книгу, посвящённую играм. Зовут его Эрик Берн, а работа называется «Игры, в которые играют люди». Но не будем отходить от темы.
Сегодня мы хотим познакомить вас с различными типами игр. Естественно, в большей степени эта типология относится непосредственно к играм, но также оная является применимой для жизни и деятельности.
Далее нами будут рассмотрены:
  • Симметричные и несимметричные игры
  • Кооперативные и некооперативные игры
  • Игры с полной и неполной информацией
  • Дискретные и непрерывные игры
  • Игры с нулевой и ненулевой суммой
  • Игры с бесконечным количеством шагов
  • Параллельные и последовательные игры
  • Метаигры

Симметричные и несимметричные игры


Симметричной следует называть такую игру, в которой стратегии, используемые игроками в игровом процессе, являются равными, иначе говоря, если все игроки платят одинаковую цену. В такой игре смена игроками своих мест никак не влияет на их выигрыши за совершение тех же самых ходов.
Большинство игр, рассчитанных на двух игроков, являются симметричными. К таким играм можно отнести игры «Ястребы и голуби», «Охота на оленя», «Дилемма заключённого». В противовес же им ставятся несимметричные игры «Диктатор» или «Ультиматум».

Кооперативные и некооперативные игры


Игра будет носить название кооперативной (коалиционной) в том случае, когда игроки могут образовывать группы и брать ответственность за выполнение определённых обязательств перед остальными игроками, чётко управляя своими действиями. Это, собственно говоря, и есть главное отличие кооперативных игр от некооперативных, где каждый игрок играет сам за себя. Кстати, в большинстве случаев развлекательные игры являются некооперативными, хотя механизмы кооперативных игр можно встретить в обычной жизни.
Нередко предполагается также, что кооперативные игры отличает конкретно возможность игроков взаимодействовать друг с другом, но, как правило, это предположение является заблуждением, ведь могут быть и игры, где общение игроков возможно, но преследуют они личную выгоду. Также может быть и наоборот.
Некооперативные игры отличаются тем, что в них ситуации описываются во всех подробностях, а сами они дают максимально точные результаты. В кооперативных же играх игровой процесс рассматривается в общем и целом.
Специалисты уже не раз пытались объединить эти два типа игр, что привело к достаточно хорошим результатам. Появившиеся в итоге гибридные игры состоят из элементов кооперативных и некооперативных игр. В таких играх игроки могут создавать группы, хотя сам процесс будет вестись в индивидуальном стиле. Другими словами, игроки будет стремиться к достижению общего результата, стараясь извлечь и личную выгоду.

Игры с полной и неполной информацией


Одной из самых интересных и важных категорий игр являются игры с полной информацией. В таких играх участники всегда в курсе, какие были сделаны ходы до конкретного момента. Аналогичным же образом они знают и стратегии своих соперников, благодаря чему у них появляется некоторая возможность сделать прогнозы по поводу развития игры в дальнейшем.
Но есть игры, в которых информация недоступна, причиной чему является незнание совершённых участниками ранее ходов. Подавляющее большинство математических игр являются именно играми с неполной информацией. Если вы вновь вспомните «Дилемму заключённого» или «Сравнение монеток», то увидите, что суть как раз и состоит в их неполноте.
Одновременно с этим есть и прекрасные игры, которые относятся к типу игр с полной информацией – это «Многоножка», «Ультиматум» и некоторые другие, такие как более известные всем мангкала, шашки, шахматы и т.д.
Не будет лишним отметить, что нередко сам термин «полная информация» путается с термином «совершенная информация», но игры с совершенной информацией отличаются тем, что в них можно знать все стратегии, доступные игрокам, однако не нужно знать их ходы.

Дискретные и непрерывные игры


Большинство игр, которые являются предметом изучения специалистов, это дискретные игры, которые отличаются конечным числом игроков, исходов, событий, ходов и т.д. Но эти элементы также можно и расширить до множества вещественных чисел. И такие игры, в которых есть расширенные элементы, можно назвать дифференциальными играми.
Дифференциальные игры соотносятся с определённой вещественной шкалой, как правило, со шкалой времени. Однако события, которые в них происходят, можно назвать такими, которые происходят отдельно друг от друга, т.е. дискретными, а значит, и такие игры тоже являются дискретными.
Дифференциальные игры нашли широкое применение в физике, технике и технологиях, а также в теории оптимизации.

Игры с нулевой и ненулевой суммой


Игры с нулевой суммой представляют собой особый тип игр с постоянной суммой – игр, в которых игроки не имеют права увеличивать и уменьшать ресурсы, находящиеся в их распоряжении, а также воздействовать на игровой фонд. Совокупность всех выигрышей в таких играх равна совокупности всех проигрышей, независимо от особенностей ходов. В качестве примеров таких игр можно назвать покер, реверси, а также неприятное большинству людей воровство.
Но множество игр, которые изучаются математической наукой, к примеру, та же самая «Дилемма заключённого», прекрасно применимая к жизни, являются играми с ненулевой суммой, в которых победа какого-либо одного игрока, непременно, означает поражение другого, или наоборот. В таких играх исход может быть как больше, так и меньше нуля. Однако игры с ненулевой суммой могут быть трансформированы и в игры с нулевой суммой, для чего вводится фиктивный игрок, присваивающий себе недостаток или же избыток ресурсов.
Примером игры с ненулевой суммой является торговля, где все стороны стремятся извлечь выгоду, а примером способа перевода суммы к нулю является война.

Игры с бесконечным числом шагов


Игры, в которые играют люди в реальности, а также те, которые изучаются экономической наукой, в большинстве случаев относятся к играм с конечным количеством шагов. Но математика, в виду своей большей неограниченности, а также благодаря теории множеств, рассматривает и такие игры, которые могут продолжаться до бесконечности. Интересно и то, что в таких играх совершенно невозможно предугадать, кто победит и что принесёт победителю победа.
Основной задачей игр с бесконечным количеством шагов является не поиск самого эффективного решения, а поиск выигрышной стратегии. Так, взяв на вооружение аксиому выбора, можно доказать, что в некоторых случаях, даже в играх с полной информацией и только двумя вариантами исходов (победа или поражение), игроки не обладают выигрышной стратегией.

Параллельные и последовательные игры


Параллельные игры – это игры, в которых игроки либо совершают ходы одновременно, либо просто не знают о том, что выбрали другие игроки, пока каждый из всех не совершит хода.
Последовательные (динамические) игры отличаются тем, что игроки могут совершать ходы в предопределённой или случайной последовательности, но в то же время они снабжаются некоторой информацией о прошлых действиях остальных игроков. Причём такая информация может быть и неполной, к примеру, игрок может не знать о другом игроке ничего, кроме того, что он не выбрал седьмую стратегию из имеющихся десяти.

Метаигры


Метаиграми называются такие игры, в которых результат представляет собой совокупность правил для другой игры, которая называется игрой-объектом или целевой игрой. А смысл метаигр состоит в увеличении полезности предлагаемой совокупности правил. В науке теория метаигр тесно соприкасается с теорией оптимальных механизмов.
А теперь попробуйте спроецировать всё, что вы сегодня узнали, на обычную повседневную жизнь. Согласитесь: описанные выше игры очень уж сильно напоминают то, как ведут себя люди изо дня в день – на работе, дома, в процессе общения…
Но главное вовсе не в этом, ведь порой следует вспоминать о том, что мы живём не в мире игр, а в мире живых людей. А даже если мы и играем в игры, не имея возможности от них отвлечься, нужно выбирать самые оптимальные стратегии, которые основаны на принципе «Выиграл/Выиграл».

понедельник, 2 апреля 2018 г.

Психологические игры

Жизнь изобилует вариантами по развитию личных качеств; натренировать их можно в бытовых ситуациях, семейных отношениях, учебе, спорте, труде. Но сегодня речь пойдет о психологических играх – искусственно созданной, игровой форме самосовершенствования.
Психологические игры чрезвычайно популярны в наше время неспроста: это и приятный способ времяпровождения, и полезный инструмент для интеллектуальной тренировки. Дальше в статье собраны некоторые варианты таких игр, описаны их механизмы и польза, которую можно извлечь.

Какой смысл в психологических играх?

Игры, направленные на психическую деятельность, дают много возможностей по совершенствованию себя и своего окружения. Но даже откинув абстрактную пользу – они просто интересны и позволяют весело провести время в компании, не требуя специальных навыков или материалов.
Пристальное внимание на подобные мероприятия следует обратить родителям и педагогам, чья занятость связана с развитием высших психических процессов детей и подростков. Да, мозг человека способен развиваться в течение всей жизни, однако в более молодом возрасте тренировки даются гораздо проще, что сулит в будущем успех в решении разнопрофильных задач.
Итак, какую пользу можно извлечь, играя в психологические игры?
Развивать социальные навыки и организаторские способности: взаимодействовать с членами команды придется постоянно – это неотъемлемая часть игрового процесса.
Корреляция здесь прямая – позитивное и активное проявление каждого из участников принесет не только приятные эмоции, но и вполне измеримые результаты.
А если есть реальная возможность возложить на себя роль организатора, то пренебрегать подобным шансом не стоит, отказ от полезной практики губителен для личностного роста. Пусть даже у вас отсутствует должный опыт, и вы будете допускать некоторые ошибки: тормозить или путаться. Не переживайте, это совсем не страшно, ведь все действия происходят в игровой форме, группа всегда постарается вас понять и поддержит в затруднительном положении.
Тренировать мозг. В первую очередь это касается памяти, речи, мышления, восприятия, воли, внимания, чувств и эмоций.
Приятно провести время: взрослым после дня, насыщенного событиями и проектами, отнюдь не обязательно садиться в позу лотоса и погружаться в беспробудную медитацию. Психологические игры являются действенным средством релаксации, это замечательная альтернатива неактивному отдыху.
Возможность разобраться в круге своего общения и сблизиться с приятными людьми: на протяжении игры можно наблюдать раскол масок на лицах знакомых, коллег, друзей. Это может проявляться по-разному: одни продемонстрируют невероятную волю, стремление, лидерство и умение трудиться в команде, другие же могут вывернуть свои негативные качества наружу, типа стеснения, страха, праздности и эгоцентризма. Именно поэтому рекомендуется вводить психологические игры в жизнь коллектива (семейного, рабочего, товарищеского) – это нескучный и действенный способ поспособствовать сплочению группы.

Психологические игры

Вот некоторые известные психологические игры, в которые вы всегда можете сыграть с друзьями.

Ассоциации (для компании любого возраста)

Ведущий загадывает про себя одного из участников; основная цель игры заключается в идентификации личности задуманного человека.
Для этого разрешается задавать ассоциативные вопросы, которые помогут провести параллель: «если бы этот человек был цветком, животным, музыкой, фруктом, материком, страной, океаном, то каким?».
Как видите, в этой психологической игре довольно широкое поле для маневрирования во время составления уточняющих вопросов, поэтому смело экспериментируйте со своим воображением. А ведущему, в свою очередь, полезно искренне и аккуратно раскрывать скрытую личность, обходя острые углы, которые порой возникают по неопытности.

Разоблачение лжи (для компании любого возраста)

Подготовьте карточки, на которых будут утверждения игроков, связанные с их личной жизнью, например, «я не приемлю в людях…», «я хочу научиться…», «в детстве я мечтал о…». Все фразы следует заполнять правдиво, помимо одной, в ней нужно намеренно написать ложь.
Подбирать фразы можно любые, все зависит от интимности отношений в компании, а количество высказываний регулируется количеством времени, выделенным для игры.
Затем каждый из участников по очереди объявляет свои мысли, зафиксированные на бумаге, а остальные пытаются выявить фальшь. Для дополнительного интереса в этой психологической игре можно насчитывать баллы угадавшему и тому, кто зачитывал ответы – по количеству людей, что ошиблись со своими предположениями.

Взаимопонимание, Alias, Скажи иначе (для компании любого возраста)

Цель игры заключается в скоростном, результативном объяснении понятий, написанных на доставшихся карточках, делается это без употребления однокоренных слов.
Распределитесь на пары или равные команды. Понадобится инвентарь: карточки (приложение для телефона) и секундомер (есть в приложении); не бойтесь загадывать сложные, абстрактные понятия, так будет только интересней.
В итоге побеждает команда, справившаяся с объяснением наибольшего количества слов за отведенный промежуток времени.

Выявление лидеров (можно играть в детском лагере)

Участники рассаживаются в круг и вытягивают вперед руку, сжатую в кулак. По команде организатора все выбрасывают любое количество пальцев.
Цель игры: добиться, чтобы все показали одинаковое число, при этом нельзя использовать вербальные и явные невербальные средства общения. Попытки повторяются произвольное число раз.
Благодаря этой простой игре можно определить связи, лидеров, одиночек и присоединяющихся к лидеру членов команды.

Взаимосвязь профессий (отлично подойдет для детей)

Суть этой психологической игры заключается в круговом построении цепочки из профессий, причем каждая следующая должна иметь сходство с предыдущей: по средствам, условиям труда, эмоциям, как угодно.
Между самыми разными профессиями могут обнаруживаться парадоксальные, совершенно необычные связи, на это обязательно следует акцентировать внимание ведущему.

Мечта (подойдет для детей)

Эта игра похожа на предыдущую: один участник ставит условие, а сосед продолжает развивать мысль и так далее. Основная тема: «если бы я мог, если бы я был, если бы я стал».

Призвание (подойдет для подростков)

Организатор предлагает ребятам разобрать понятие «призвание»: что это такое, каким оно может быть, как призвание проявляется в жизни человека, что сделать, чтобы его разыскать, какие выбрать ориентиры, что или кто может призывать человека?
Ответы лучше всего материализовать, делается это для того, чтобы не потеряться и не запутаться в количестве предложений.
После проводящий игру просит визуализировать образ того, что каждого игрока «призывает»: на что похоже призвание, где оно локализуется, похоже ли оно на что-то или кого-то, какие эмоции протекают внутри участников, какое это время года, дня, слышны ли звуки, чувствуются ли запахи?
Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов визуализа­ции в группе.

Ассоциации 2 (для любого возраста)

Эта психологическая игра выворачивает неизвестные ранее черты характера человека наизнанку.
В начале объявляется любое слово, после один из участников говорит первое пришедшее ему в голову, после того, как он услышал предложенное. И так далее.
Ассоциации могут быть достаточно забавными и нередко вызывают вопросы у группы, игрок может объяснить свой выбор или же отказаться; игра отлично покажет стиль мышления и характер участников.

четверг, 1 марта 2018 г.

Теории мышления


Мышление – сложный и многогранный процесс, изучают который разные науки: психология, медицина, биология, кибернетика, генетика, логика и многие другие. Вот почему только комплексный подход, объединяющий разные теории мышления, способен пролить свет на этот феномен.
Мышление – это познавательная деятельность человека, которая является опосредованным и обобщенным способом отражения действительности. Продуктом мышления является мысль, которая принимает формы идеи, смысла и понятия.
Основной функцией мышления является умение получать знание о таких объектах, отношениях и свойствах, которые не могут быть восприняты непосредственно.
Наше мышление способно проводить операции, такие как:
  • Анализ – разделение явления/предмета на составляющие компоненты.
  • Синтез – объединение разделенных анализом с выявлением при этом существенных связей.
Это основные операции мышления. На их основе выстраиваются следующие:
  • Классификация – группировка предметов по признакам.
  • Сравнение – сопоставление явлений и предметов, благодаря чему можно обнаружить их различия и сходства.
  • Абстрагирование – выделение какой-либо одного аспекта явления или предмета с игнорированием остальных.
  • Обобщение – объединение предметов по общим существенным признакам.
Однако, чтобы дойти до этих понятий, понадобилось несколько тысячелетий размышлений ведущих философов, психологов и ученых. При этом до сих пор нет единственного взгляда на проблему мышления.
О мышлении писали Аристотель, Платон, Декарт, Спиноза и многие другие философы. Их работы легли в основу исследований ученых и психологов. Но, как уже было сказано, единого мнения не существует до сих пор.
На данный момент есть несколько теорий мышления со своими достоинствами и недостатками. Мы попытаемся объективно оценить каждую и учесть их критику.

Асоцианистская теория

Первоначально это была философская теория, которая стремилась сократить содержание ума до набора элементарных ощущений или идей, из которых более сложные идеи создавались при помощи ассоциаций между ними. Теория ассоциаций всегда была редуктивной, в том смысле, что стремилась анализировать сложные идеи посредством простых объяснений.
Согласно этому подходу, события или идеи будут связаны, если их объединять последовательно, то есть при помощи ассоциаций, связей следов прошлого и впечатлений, полученных из настоящего опыта.
Однако данная теория не смогла решить проблему творческого мышления и того, как оно формируется и откуда появляется. Поэтому творческий характер мышления считался врожденной способностью разума, которая не зависит от ассоциаций.

Теория гештальта

Гештальт-психологи оспаривали, что разум можно понимать, как пассивную коллекцию простых идей, объединенных неумолимой работой нескольких «законов ассоциаций».
Последователи этой теории работали главным образом в области психологии и изучали, как модели поведения, которые уже были прочно встроены в психику, реорганизуются в соответствующее поведение для выработки решений.
Гештальт-теоретики подходили к проблемам психологии мысли с точки зрения восприятия. Успешное мышление предполагает восприятие или понимание структурных и функциональных отношений элементов в контексте проблемы. Чтобы решить проблему, нужно понять «внутренние отношения», которые связывают этот контекст с организованным целым.
Первичным содержанием любой ситуации последователи теории считали гештальты – целостные образования. А само мышление, по их мнению – это выделение главного среди множества второстепенных признаков. Когда мы полностью решаем задачу (порой при помощи так называемого инсайта – озарения), то получаем завершенный гештальт, который «закрывается» и попадает вглубь нашей психики. Эта ситуация остается стабильной до тех пор, пока какой-либо элемент не попадет в новый гештальт, который нужно закрыть. Формируется своеобразный цикл, и он характерен для любых психических процессов. Все, что попадает в наш мозг, остается там навсегда.
Гештальт-психологи при помощи экспериментов продемонстрировали различие между продуктивным и непродуктивным мышлением.
Продуктивное мышление – такое, при котором задача реструктурируется и может быть решена по-новому.
Непродуктивное мышление – такое, при котором решение новой задачи основывается на прошлом опыте.
Бихевиористская теория
Современный бихевиоризм           определяет мышление как форму приспособления к новым условиям. Поэтому если организм переживает проблемную ситуацию (или получает задачу), то пытается приспособиться к ней – то есть решает задачу.
Психологи-бихевиористы представляют мышление как совокупность сложных цепей внутренних речевых навыков, формирующихся по схеме «стимул – реакция».
Бихевиоризм критиковался все время своего существования. Изначально его адепты ограничивались описанием отношения стимула и наблюдаемого поведения. А все, что скрыто, их обычно не интересовало.
В необихевиористской теории начали говорить и о некоторых качественных особенностях мышления человека. Но основной подход не изменился, необихевиористы все равно считают мышление процессом приспособления к условиям внешней среды, что реализуется в переборе решений методом проб и ошибок или отбором приспособительных реакций.

Теория когнитивного развития

Ее основателем является Жан Пиаже. Он считал, что возникновение мышления обусловлено биологическими процессами адаптации к окружающей среде. Ребенок в процессе развития получает свои представления о мире в виде так называемых схем.
Эти схемы помещаются в память и могут быть извлечены в любой момент для решения задач. При этом они могут совершенствоваться двумя способами:
  • Аккомодация: преобразование и настройка субъективных схем под влиянием внешних событий.
  • Ассимиляция: упорядочивание внешних впечатлений и событий в субъективную систему связей.
Пиаже выделил возрастные этапы когнитивного развития:
  • Стадия сенсомотороного интеллекта (0-2 года): становление и развитие чувствительных и двигательных структур.
  • Стадия предоперационного мышления (2-7 лет): ребенок входит в социум, осваивает язык, формирует и усваивает понятия.
  • Стадия конкретных операций с предметами (7-11 лет): ребенок может осуществлять классификацию, сравнение, систематизацию, но только на конкретном материале.
  • Стадия формальных операций (11-14 лет): ребенок учится мыслить логически, математически, абстрактно. Помимо этого, он может делать дедуктивные заключения и выстраивать гипотезы, что Пиаже считал высшим уровнем мышления.
Последователи этой теории считают, что стимулом для формирования высших проявлений мышления является речь.

Периферическая теория

В этой теории в основное внимание уделяется изучению периферической нервной системы.
Периферийную теорию называют также двигательной. Согласно ей, мозг является лишь одной из частей процесса мышления. Поскольку во время обучения мы задействуем не только мозг, но и тело и психику, следует полагать, что нельзя отдавать чему-либо предпочтение.
Есть убедительные доказательства того, что мышечная активность присутствует во время мышления. В связи с этим данную теорию поддерживают и бихевиористы.

Психоаналитическая теория мышления

Было бы удивительно, если бы всеобъемлющая теория, которой является фрейдистский психоанализ, не коснулась проблемы мышления.
Согласно Фрейду, период раннего младенчества характеризуется так называемым нарциссическим мышлением, в котором мыслительный процесс содержит весомый оттенок исполнения желания. Фрейд ссылается на определенные термины, такие как всемогущество желания и всемогущество мысли или слова.
Стадия всемогущества желания характеризуется тем, что эта стадия мысли окрашена инстинктивными импульсами, полным отсутствием различия между реальностью и нереальностью. На следующем этапе мышление становится символическим и вербализованным, но все еще остается эгоцентричным.
Только на более позднем этапе мышление становится объективным и возникает различие между внутренним «я» и внешним миром. Мысль приходит под влиянием восприятия и освобождается от инстинктивных импульсов.
Мысль, по мнению Фрейда, является неотъемлемой частью общей функции жизни, а природа мыслительного процесса отражает общую стадию развития самой жизни.
Проще говоря, мышление является одним из механизмов жизни и играет ключевую роль в саморегуляции. Фрейд говорил, что существует тонкая разделительная линия между реальностью и фантазией. Если это так, то мышление заключается в том, чтобы вообразить, что какая-то часть жизни является реальностью.