пятница, 1 ноября 2019 г.

Склонность к подтверждению

Склонность к подтверждению – это когнитивное искажение, когда человек воспринимает, интерпретирует и запоминает информацию, подтверждающую исключительно его убеждения. Подобная тенденция широко распространена во многих сферах жизни, оказывает влияние на то, как люди принимают решения и формируют свои убеждения. Она даже способствует развитию различных проблемных моделей мышления. Например, когда в диалоге наш собеседник отказывается нас слушать и игнорирует факты, противоречащие его точке зрения.
Существует четыре основных области восприятия, где склонность к подтверждению влияет на людей:
  • Предвзятый поиск. Поиск информации, которая подкрепляет прежнее мнение, и игнорирование информации, ей противоречащей.
  • Предвзятое одобрение. Склонность придавать больший вес сведеньям, поддерживающим убеждения.
  • Предвзятая интерпретация. Мы интерпретируем информацию тем способом, который подтверждает нашу точку зрения.
  • Предвзятый отклик. Мы запоминаем то, что поддерживает наши убеждения, и забываем то, что им противоречит.
Приведем несколько примеров данного эффекта:
  • Политика. Человек, обычно, предпочитает тратить больше времени на просмотр новостей, которые поддерживают его политическую позицию, игнорируя противоположную ей
  • Наука. Склонность к подтверждению влияет на проведение научных исследований. Ученые часто демонстрируют предвзятость при проведении исследований, когда выборочно анализируют данные таким образом, который позволяет им подтвердить свои гипотезы
  • Убеждения. Эффект влияет на то, как люди оценивают свои псевдонаучные убеждения. Например, человек, верящий в лженаучные теории, склонен к отрицанию опровержений этих теорий
  • Инвестирование. Например, решения инвесторов, основанные на сведеньях, подкрепляющих их знания в отношении стоимости определенных акций
  • Медицина. Врачи нередко выборочно ищут информацию, которая позволит им подтвердить свой первоначальный диагноз, игнорируя при этом признаки того, что этот диагноз может быть неверным
В целом, этот эффект влияет на людей по-разному и во многих сферах жизни. Разнообразные примеры демонстрируют, насколько распространено это когнитивное искажение и что оно может повлиять на любого.
Почему мы испытываем склонность к подтверждению
Существуют два основных когнитивных механизма, которые используются для объяснения того, почему люди испытывают склонность к подтверждению:
  • Избегание проблем – человек не хочет знать, что он не прав.
  • Поиск подкрепления – человек хочет знать, что он прав.
Оба эти фактора связаны с желанием свести к минимуму наш когнитивный диссонанс – психологический стресс, возникающий, когда мы придерживаемся двух или более противоречивых убеждений одновременно. Например, избегание проблем помогает справиться с когнитивным диссонансом, игнорируя сведения, не совпадающие с нашими убеждениями.
С другой стороны, поиск подкрепления побуждает нас найти поддержку своей первоначальной позиции, при столкновении с противоречиями. По сути, пытаясь дать объяснение каким-либо явлениям, мы стремимся сосредоточиться только на одной гипотезе, и игнорируем любые альтернативные суждения. Это приводит к попытке просто доказать, что первоначальная мысль верна, вместо того чтобы фактически проверить.
Например, врач, который ставит первоначальный диагноз пациенту, в попытке доказать, что он прав, отметает другие варианты как бессмысленные. Вот почему мы испытываем немотивированную склонность к подтверждению в ситуациях, когда нет эмоциональной причины отдавать предпочтение определенным предположениям.
Однако это контрастирует с мотивированной склонностью к подтверждению – когда мы подвергаемся воздействию этого эффекта под влиянием эмоционального восприятия. Наш мозг подавляет нервную деятельность в областях, связанных с чувственной регуляцией и эмоционально нейтральными рассуждениями, что приводит к обработке информации с основой на чувства, а не на логику.
Как уменьшить предвзятость подтверждения
Приведем примеры нескольких методов, которые можно использовать, чтобы уменьшить действие данного эффекта у окружающих:
  • Стимулируйте людей избегать формирований предположений слишком рано. Поощряйте попытки обрабатывать как можно больше сведений, прежде чем формулировать первую мысль.
  • Намекайте на различные причины того, почему мысль собеседника может быть неверной или почему альтернативные гипотезы могут быть верными. По сути, подобная просьба настраивает человека более охотно усваивать противоречащую его точке зрения информацию.
  • Поощряйте собеседника быть активным участником процесса рассуждений и полагаться на сознательную и эмоционально нейтральную обработку информации, а не на интуицию.
Но как же уменьшить собственную склонность к подтверждению? Здесь способы очень схожи с методами, описываемыми выше. Первый и самый важный шаг к преодолению собственной предвзятости подтверждения состоит в осознании своего процесса рассуждения.
Рассуждая, нужно постоянно спрашивать себя: «Не искажаю ли я восприятие сведений, пытаясь подтвердить свои убеждения?» Следует избегать преждевременной формулировки предположений и заставлять себя искать причины, по которым ваша первоначальная гипотеза может быть неверной.
Подобная работа над собой, помимо помощи в преодолении предвзятости подтверждения, имеет еще одно важное дополнительное преимущество: вы лучше начинаете понимать противоположную точку зрения. А это в свою очередь имеет решающее значение для способности отстаивать свою собственную позицию и конструктивно общаться на различные темы с окружающими, что в наше время – достаточно большая редкость.

понедельник, 14 октября 2019 г.

Кривая забывания

Во второй половине 19 века жил учёный по имени Герман Эббингауз. Он посвятил жизнь изучению того, как работает память, и в ходе своих исследований выявил основные принципы её работы. Один из этих принципов назвали кривой забывания. О ней мы и расскажем ниже.
Как проходили эксперименты Эббингауза
Учёный проводил опыты с 1879 по 1880 и с 1883 по 1884 год. Сначала испытуемые заучивали бессмысленные слоги из 3 букв — с гласной в середине и согласными по бокам («нар», «рет», «гук» и т.д). При создании этих слогов Эббингауз руководствовался соображением, что они не должны напоминать какие-либо уже существующие слова и вызывать с ними ассоциации.
Когда запас слогов исчерпывался, учёный перемешивал их, и подопытные начинали всё заново. Ряд считался выученным, когда человек мог произнести его без запинки. Опыты проводились всегда в одно и то же время, чтобы предотвратить возможное влияние непредвиденных факторов.
Эббингауз старался проследить взаимосвязь памяти с:
  1. Объёмом заучиваемого материала (сколько слогов может вместить в себя человеческий мозг).
    2. Числом повторений (сколько нужно сделать повторений для максимально крепкого запоминания).
    3. Промежутками времени между повторениями (как часто надо повторять материал).
    4. Способом построения слогов в ряды (каким образом лучше всего расположить информацию для заучивания).
Опыты выполнялись по одной схеме. Эббингауз изменял один из факторов, например, количество слогов, и смотрел, как тот влияет на остальные.
6 главных результатов
В ходе экспериментов учёный получил следующие результаты:
  1. Сначала забывание идёт очень быстро. Потом замедляется. Этот принцип получил название «кривой забывания».
  2. Количество информации влияет на объём работы для её запоминания не прямо пропорционально. То есть выучить две главы из «Евгения Онегина» будет не в 2 раза труднее, чем одну главу, а в несколько раз.
  3. Осмысленная информация запоминается быстрее в 9 раз. Вы скорее запомните главу из Конституции РФ, чем буквенную абракадабру.
  4. Чем больше повторений, тем меньше от них эффекта. 50 повторений не будут эффективнее, чем 25.
  5. Лучше всего запоминается информация в начале и в конце отрывка. Чтобы удостовериться в этом, проведите опыт: возьмите список из 10-15 слов, например, «ракета», «дерево», «дом», «яблоко», «граната», «груша», «гранат», «скамья», «доска», «власть», «подушка», «наушники». Заучите их и через некоторое время воспроизведите вслух. Скорее всего, первыми придут на ум «наушники» и «ракета».
  6. Если человек думает, что информация ему пригодится (к примеру, на работе), то запоминает её быстрее.
Также Эббингауз установил, что уже через час наш мозг забывает 60% информации. Через 10 часов — ещё 5%. Через шесть дней — ещё 15%. Далее процесс замедляется. В памяти остаётся одинаковый объём информации — 20%, причем как через неделю, так и через месяц.
Мы дали вам теорию. Теперь давайте рассмотрим, как применять эти принципы на практике.
Лучшие режимы повторения
Доктор педагогических наук В. Ю. Васильев в своей книге «Суперпамять для всех» даёт два режима запоминания. Первый режим пригодится, если у вас есть всего 2 дня, чтобы запомнить материал. Второй — если время заучивания не ограничено.
Двухдневный режим повторения:
  • 1-е повторение — сразу после того, как вы закончили читать;
  • 2-е повторение — через 20 минут после первого;
  • 3-е повторение — через 8-10 часов после второго;
  • 4-е повторение — через сутки после третьего.
Долгосрочный режим повторения:
  • 1-е повторение — после того, как вы закончили чтение;
  • 2-е повторение — через полчаса после первого;
  • 3-е повторение — через 24 часа после второго;
  • 4-е повторение — через 3 недели после третьего;
  • 5-е повторение — через полгода после четвёртого.
Этот режим хорошо подойдёт для расширения словарного запаса. Составьте список из 10-15 слов. Запишите эти слова в тетрадь и поставьте даты, когда их нужно будет повторять. Периодически заглядывайте в тетрадь, чтобы не пропустить очередное повторение.
А еще есть режим запоминания для тех, кто хочет запомнить информацию навсегда. Его предложили американские учёные Хью Томпсон и Боб Салливан в книге «Эффект плато». Выглядит он так.
  • 1-е повторение — через 5 секунд после прочтения материала;
  • 2-е повторение — через 25 секунд после первого;
  • 3-е повторение — через 2-3 минуты.;
  • 4-е повторение — ещё через 10 минут;
  • 5-е повторение — через 1 час;
  • 6-е повторение — через 5 часов;
  • 7-е повторение — через сутки;
  • 8-е повторение — через 5 дней;
  • 9-е повторение — через 25 дней;
  • 10-е повторение — через 4 месяца.;
  • 11-е повторение — через 2 года.

понедельник, 30 сентября 2019 г.

Гайд по майндфулнесс: что это, для чего нужно и как практиковать

О майндфулнесс говорят слишком много, чтобы мы прошли мимо этой темы. Появившаяся из недр восточных практик, майндфулнесс стала серьезным научным направлением и одним из эффективнейших средств саморазвития. Из этой статьи вы узнаете, что такое майндфулнесс, для чего она нужна, какие у нее преимущества, и сделаете первые шаги к достижению осознанности.
Что такое майндфулнесс
Если говорить просто, то майндфулнесс (или осознанность) — это умение уделять 100% внимания текущему моменту. Это значит, что если вы смотрите на свои ботинки, весь ваш мир — это ботинки.
Более научное определение гласит, что осознанность — это саморегуляция внимания с отношением любопытства, открытости и принятия. Вы направляете свой фокус на внешний или внутренний мир и воспринимаете его таким, как он есть: без критики, оценки и осуждения.
Часто майндфулнесс путают с медитацией и ассоциируют с буддистскими духовными практиками. Неверно ни то, ни другое. Медитацию можно назвать особой разновидностью майндфулнесс, а осознанность — это светское и научное понятие, не имеющее религиозного подтекста.
Майндфулнесс способна глубоко и разносторонне влиять на когнитивные функции и ментальное здоровье. И этому есть множество научных подтверждений, о чем вы узнаете дальше.
Зачем это нужно
Наука уже давно занимается исследованиями осознанности, и теперь нам известно немало преимуществ этой практики:
  1. Улучшение памяти. Несколько исследований [Britta K. Hölzel, 2011], [Michael D. Mrazek, 2013] подтвердили, что регулярная практика осознанности улучшает рабочую память и способность к обучению. Влияние майндфулнесс проявилось на физическом уровне — ученые отметили изменения концентрации серого вещества в зонах, которые мозг использует для обучения, запоминания, регуляции эмоций и восприятия перспективы.
  2. Уменьшение стресса и тревожности. Ученые проанализировали более 20 исследований майндфулнесс и подтвердили, что эта практика действительно помогает регулировать стресс и снижает уровень тревожности. Также исследования указывают на эффективность осознанности в лечении депрессии.
  3. Улучшение сна. Анализ 7 достоверных исследований показал, что практика осознанности помогает справиться с нарушениями сна, устраняя беспокойство и тревожность, вызывающие бессонницу.
  4. Улучшение отношений. Одно исследование [Heidemarie K.Laurent, 2016] показало, что майндфулнесс снижает интенсивность ссор между партнерами, а другое [Lisa M. May, 2016] отметило улучшение отношений между детьми и родителями. В последнем случае были зафиксированы изменения в участках мозга, связанных с эмпатией и контролем эмоций.
Cледует отметить, что иногда все же стоит отпустить свой мозг поблуждать. Некоторые исследования [Benjamin Baird, 2012] показывают, что креативность увеличивается после несложных занятий, не требующих высокой концентрации. Но давайте перейдем к практике.
Как практиковать майндфулнесс
Существует множество практик осознанности, нацеленных под разные задачи и для разных людей. Но если вы только погружаетесь в мир майндфулнесс или не хотите тратить время на его подробное изучение, можете воспользоваться следующей пошаговой инструкцией.

Выделите время и место для майндфулнесс

Лучше всего подобрать такие условия, когда вас никто не потревожит и вы сможете побыть в тишине и одиночестве. Достаточно всего 10-20 минут в день. Хорошо, если это будет где-то на природе. Как показывают исследования, даже небольшая прогулка в парке улучшает настроение и помогает избавиться от «мысленной жвачки» — постоянного обдумывания одних и тех же вещей.
Желательно практиковать осознанность в одно и тоже время в одном и том же месте — так вы установите рефлекс и мозг сможет быстро переходить в нужное состояние. Это идеальные условия. Тем не менее, вы можете заниматься майндфулнесс везде и всегда, ведь для этого нужен лишь ваш мозг и желание. Просто в центре шумной толпы это будет несколько труднее.
Сознательно сосредоточьтесь на настоящем моменте
Сделайте волевое усилие и перестаньте думать. Сосредоточьтесь на том, что происходит сейчас. Не обрабатывайте и не анализируйте информацию, а просто поглощайте ее. Сконцентрируйтесь на том, что воспринимают ваши органы чувств: слушайте звуки, чувствуйте запахи, наблюдайте за игрой света и тени. Это трудно, особенно поначалу, но со временем у вас будет получаться все лучше и лучше.
Позвольте себе ничего не делать и просто быть
Если вы занятой человек, очень трудно спокойно относиться к тому, что сейчас вы ничего не делаете. Кажется, что время уходит впустую. Мысли постоянно возвращаются к текущим делам и задачам. Но вы должны убедить свой беспокойный мозг, что очень важно просто побыть и ничего не делать. Планируйте сеансы майндфулнесс заранее, чтобы облегчить эту задачу.
Не думайте о прошлом, не планируйте будущее
Прошлое не изменить, будущее еще не наступило. Сейчас – лучший момент, чтобы побывать в настоящем. Не смотрите на время — ваша задача забыть о нем. Поставьте таймер и возвращайтесь к обычной жизни только по его сигналу. Не следите за секундной стрелкой.
Обратите внимание на свои слова, действия, мотивы
Осознанность не обязательно означает сосредоточенность только на внешних стимулах. Не менее важно умение наблюдать за собой. Следует не просто говорить или размышлять. Обратите внимание на то, как и почему вы это делаете. Вы сейчас рассказываете эту историю своему коллеге, чтобы принести пользу или потешить свое эго? Будьте внимательны к своему внутреннему миру, и вы узнаете много интересного о себе.
Возвращайте свой ум назад, если он слишком отвлекается
Вы неизбежно столкнетесь с этой проблемой — ваш разум будет отвлекаться. На какой-то лишний звук за окном, на мысли о незавершенном проекте или о недавней ссоре с родственником. Не будьте слишком строги с собой. Заметив такое отклонение, просто возвращайте себя назад – к осознанности.
Заключение
Майндфулнесс — это простая и доступная методика саморазвития, которая приводит к реальным результатам во многих сферах жизни. Она улучшает когнитивные функции, снижает уровень стресса и тревожности, помогает в развитии отношений и устраняет бессонницу. В целом это приводит к значительному улучшению вашего ментального здоровья. Практиковать осознанность просто: сосредоточьтесь на текущем моменте и воспринимайте его без каких-либо оценочных суждений. Просто будьте здесь и сейчас. Попробуйте, не откладывая!

вторник, 11 июня 2019 г.

Когнитивные искажения


Уильям Джеймс Сайдис до восьмилетия написал четыре книги, его уровень IQ оценивался от 250 до 300 (наивысший зафиксированный IQ в истории). Поступил в Гарвард в 10 лет. В юном возрасте Уильям решил отказаться от секса и посвятить жизнь интеллектуальному развитию
Что лучше: 100 рублей сейчас или 300 рублей через год? Бейсбольная бита с мячом стоят 1 рубль 10 копеек, бита на 1 рубль дороже мяча, сколько стоит мяч? Это простые логические вопросы, на которые люди часто дают «интуитивные» неправильные ответы. Причина — в когнитивных искажениях, которым подвержены все без исключения. Печально, но умные люди более подвержены некоторым когнитивным искажениям, чем глупые люди.
Для опытных мошенников такие результаты научных исследований не станут секретом. Они-то хорошо знают, что обвести вокруг пальца умного человека бывает легче, чем «непробиваемого» упрямого дурака.
В течение столетий многие философы, экономисты и социологи выстраивали свои теории исходя из базовой предпосылки, что человек — рациональное существо и действует рационально и логично. Оказывается, это не так. Десятки научных исследований, проведённых в 20 веке, заставляют пересмотреть эту базовую предпосылку.
Когнитивные искажения в ситуации неопределённости
Когда люди сталкиваются с ситуацией неопределённости, они не начинают процедуру осторожной оценки информации, вычисляя статистическую вероятность каждого возможного исхода. Как выяснилось, решения принимаются ненаучными методами — с помощью неких прочных ментальных установок, которые зачастую приводят к дурацкому результату. Эти ментальные установки вовсе не помогают быстрее вычислять математические вероятности в уме. Они созданы специально для того, чтобы вообще избежать математической оценки. Отвечая на вопрос о бейсбольной бите и мяче, мозг пытается совсем отключить математику и забывает всё, что проходили в школе. Как же принимаются решения в таком случае и почему мозг создаёт такие «зацепки»?
Один из знаменитых учёных, который изучает логику иррационального — нобелевский лауреат Дэниел Канеман(Daniel Kahneman), основоположник психологической экономической теории и поведенческих финансов, в которых объединены экономика и когнитивистика для объяснения иррациональности отношения человека к риску в принятии решений и в управлении своим поведением. Знаменит своей работой, выполненной совместно с Амосом Тверски, по установлению когнитивной основы для общих человеческих заблуждений (книга «Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения»).
В своей книге Канеман говорит о различных когнитивных искажениях, в том числе об эффекте привязки — особенность оценки числовых значений человеком, из-за которой оценка смещается в сторону начального приближения. Типичное проявление эффекта привязки, например, когда произведение чисел 1×2×3×4×5×6×7×8×9 человек оценивает ниже, чем произведение чисел 9×8×7×6×5×4×3×2×1. Конечно, это далеко не единственное когнитивное искажение, которое проявляется практически ежедневно.
Каким когнитивным искажениям подвержены умные люди
Авторы научной работы, опубликованной в 2012 году в журнале Journal of Personality and Social Psychology провели специальное исследование для проверки склонности к когнитивным искажениям у умных и глупых людей (по результатам универсального теста SAT).
Для опроса они выбрали 482 студентов разного уровня интеллектуального развития. Каждый из них получил опросник с семью вопросами из стандартного набора когнитивных искажений, вроде такого:
На поверхности озера плавает несколько кувшинок. Каждый день их количество увеличивается в два раза. Чтобы покрыть всю поверхность озера, кувшинкам нужно 48 дней. Сколько времени нужно, чтобы они покрыли половину озера?
Очевидно, что правильный ответ — 47 дней. Тем не менее, многие люди отвечают неправильно.
В исследовании студентов также проверяли на подверженность эффекту привязки, о котором говорили Канеман и Тверски. В этом случае студентам сначала закидывали числовой якорь X (вопрос «Как вы думаете, самая высокая в мире секвойя выше или ниже Х метров?»), а затем проверяли соотношение Y и X после вопроса «Какова по вашему мнению высота (Y) самой высокой в мире секвойи?»
Так вот, проведённое исследование подтвердило, что количество правильных ответов и сила когнитивных искажений слабо коррелирует с оценкой SAT и со шкалой NFC (Need for Cognition Scale, оценка того, насколько человеку нравится думать — какое удовольствие он получает от этого процесса). Предыдущие исследования показывали, что более умные люди, имеющие склонность к размышлениям, менее подвержены когнитивным искажениям. Во-первых, это справедливо не для всех когнитивных искажений. Во-вторых, есть один нюанс.
Учёные выяснили, что более высокие оценки SAT, NFC и CRT (Cognitive Reflection Test) вовсе не устраняют у человека эффект слепого пятна — характерное когнитивное искажение, когда человек не способен адекватно оценить влияние когнитивных искажения на самого себя (хотя замечает, как они влияют на мышление других людей).
Конкретное когнитивное искажение «слепое пятно» (BBS) у умных людей встречается даже чаще, чем у глупых. Речь идёт об отрицательной корреляции с интеллектом. То есть умные люди чаще глупых людей неадекватно завышают свою способность мыслить строго логически и рационально.
По мнению специалистов, это объясняется тем, что более интеллектуально развитые люди осознают свой более высокий интеллектуальный статус — и поэтому предполагают, что будут избегать когнитивных искажений лучше, чем другие люди. Именно поэтому умные люди сильнее всех подвержены когнитивному искажению типа «слепое пятно». В то же время ряд классических искажений вроде эффекта привязки одинаково проявляется и у людей с высоким интеллектом, и у людей с низким интеллектом.
Получается, что в некоторых ситуациях умного человека легче обмануть и втянуть в мошенническую аферу — просто потому что он считает себя хитрее других. Но в базовых искажениях (на бытовом уровне) это вовсе не так. Не только развитый интеллект, но и отличное образование тоже не спасают от когнитивных искажений. Как выяснил ещё Канеман много лет назад, более 50% студентов Гарварда, Принстона и Массачусетского технологического института дают неправильный ответ на вопрос про бейсбольную биту и мяч.
Исследование показало ещё несколько тревожных результатов. Например, не выявлено свидетельств, что осведомлённость о собственных когнитивных искажениях как-то помогает людям избежать их. Более того, самокопание может наоборот повредить трезвому мышлению. Чем сильнее мы копаемся в себе и пытаемся разобраться в собственном мышлении и причинах поступков — тем больше проявляется когнитивных искажений.

воскресенье, 17 марта 2019 г.

ОКНО ДЖОХАРИ - СПОСОБ ЗАГЛЯНУТЬ В СЕБЯ

В 1950 году два психолога придумали уникальную методику самопознания для выявления своих скрытых сторон. Джозеф Лафт и Гарри Ингам назвали свое детище, соединив вместе имена: Joe+Harry. Эта методика помогает понять, какая часть личности человека находится на свету, а какая — в тени; более того — Окно Джохари способно стать прекрасным инструментом для саморазвития. Окно Джохари выглядит как таблица из четырех ячеек, а ее основой служит две оси координат:
Знания человека о себе;
Его восприятие окружающими.
Чтобы проникнуть вглубь своего характера, необходимо нарисовать таблицу, где:
1. Открытая зона, она располагается слева вверху. Это то, что знаем о себе и мы, и видят другие.
2. Скрытая зона, слева внизу. Это свойства, о которых мы знаем, но не демонстрируем остальным.
3. Слепое пятно, справа вверху. Это проблемный участок, где размещено то, что знают о нас другие, но не знаем мы.
4. Неизвестная зона — скрытые характеристики, не известные ни нам, ни нашему окружению.
Открытая зона
Эти качества, черты характера и привычки нравятся нам самим, поэтому мы охотно демонстрируем их окружающим. Это может быть талант, уверенность в себе, доброта, чувство юмора. В открытую зону в первую очередь попадают характеристики, поощряемые обществом — мужественность парня и нежность девушки, постоянство, ответственность, трудолюбие и так далее.
Кроме того, здесь находятся и ярко выраженные свойства натуры — хоть прячь, хоть не прячь, их все равно видно. Наиболее счастливым, социально адаптированным и успешным является человек с большой открытой зоной. Лучше всего, если бы все мы были сплошными открытыми зонами — можно было бы общаться, не думая, что же скрывается за вежливой маской собеседника.
Заполняя это поле таблицы, опирайтесь на такие вопросы:
За какие качества меня любят и уважают окружающие?
Что мне в себе нравится?
Какие черты характера я легко проявляю в общении?
Какие у меня имеются полезные и хорошие привычки?
Постарайтесь написать не менее 10 своих качеств.
Скрытая зона
Чаще всего в ней оказываются порицаемые обществом качества или те, которые не нравятся нам. Мы о них знаем, но вот показывать остальным не спешим. Это пороки, вредные привычки, дурные черты характера. Во всех нас заложено то, что мы стараемся не делать совсем или хотя бы не при посторонних — будь то ковыряние в носу, мелкое воровство в магазинах или вспыльчивость.
Граница между открытой и скрытой зоной довольно условна — многие качества из второй переходят в первую, когда мы находимся в более комфортном окружении, например, в семье. На работе или с незнакомыми людьми мы ведем себя более скованно, старательно демонстрируя свойства открытой зоны. Но как только оказываемся дома, вылезают все наши негативные черты — ругань, лень, неряшливость, жадность. Человек не способен держать себя в руках круглосуточно, поэтому он расслабляется рядом с людьми, которых меньше боится потерять — а это, как ни парадоксально, семья.
Расслабляемся мы и с друзьями, но уже по другой причине — мы знаем, что здесь нас поймут и не осудят. Можно и немного перебрать в пятницу, хотя на работе — ни-ни, или посплетничать, хотя вообще-то вы в курсе, что это нехорошо.
Но не только негатив находится в данном поле — это могут быть и хорошие черты характера, которые мы порой боимся проявлять: нежность, чуткость, доверие. Нужно научиться демонстрировать их, отправив в открытую зону на вечное поселение.
Выявить скрытую зону помогут такие вопросы:
Какие свои привычки я скрываю от окружающих?
Что я хотел бы переменить в себе?
Какие черты своего характера я стесняюсь проявлять с малознакомыми?
Здесь достаточно 4-5 пунктов.
Слепое пятно
Вы можете спросить: как я могу знать о себе то, чего я о себе не знаю? Как мне узнать это от других? Большинство друзей и знакомых вряд ли захотят напрямую рассказать о каких-то недостатках, даже если у них спросишь. И что делать?
Нужно учиться читать послания, которые вам шлют окружающие с помощью своих реакций. Это могут быть и тактичные намеки, и поступки, являющиеся ответом на какие-то ваши проявления. Если, например, вы часто ругаетесь со знакомыми по одному и тому де поводу, возможно, источником проблемы являетесь вы сами — проанализируйте ситуацию, посмотрите на себя со стороны, поймите, какая черта характера создает проблемы.
Еще один хороший способ — вспомнить, что вас больше всего раздражает в знакомых. Обычно это ваши собственные отрицательные черты характера, которые вы упорно не замечаете.
Нужно учиться понимать намеки и прислушиваться к советам близких людей, ведь часто они без всяких просьб говорят нам о наших достоинствах или недостатках, но мы отказываемся верить, оставаясь глухими к их словам.
Хорошо развитая обратная связь помогает видеть себя глазами окружающих, а поскольку наша самооценка в немалой степени зависит от того, как к нам относятся — это умение бесценно.
Задайте себе вопросы:
Какие советы я часто слышу от окружающих, но игнорирую их?
С какими реакциями я сталкиваюсь? На какую черту моего характера так реагируют люди?
Какими личностными качествами наделены мои близкие друзья? Есть ли они у меня?
Здесь также нужно написать 4-5 характеристик.
Неизвестная зона
Это область нашего потенциала и нераскрытых талантов. Это наши реакции в ситуациях, в которых мы не оказывались ни разу в жизни. Броситесь ли вы на помощь тонущему человеку? Сможете ли выступить перед огромным залом? Что сделаете, если найдете чужую ценную вещь?
Чтобы раскрыть ее, нужно активно участвовать в жизни и проверять себя. Какие-то ситуации мы не можем создавать сами — как в случае с тем же тонущим человеком, но какие-то вполне нам доступны. Хватило бы у вас храбрости прыгнуть с парашютом? Рискните и узнайте.
Опорные вопросы для неизвестной зоны:
Какой талант, умение или способность вы бы хотели иметь, но никогда не пробовали развить их?
Какими могли бы быть эти качества, если исходить из уже известных вам личных характеристик?
В данной ячейке достаточно трех пунктов.
***
В каждом поле этой таблицы могут быть самые разные свойства — как хорошие, так и не очень. Что с ними делать, думаю, и так ясно: плохое искоренять, а хорошее взращивать и развивать.
Работа с окном Джохари заключается в том, чтобы сделать светлыми и понятными для себя все четыре поля, а главное — максимально расширить первую зону за счет остальных. Эта работа может занять всю жизнь: переводя какие-то качества из слепой или неизвестной зоны в открытую, мы всегда сможем выявить новые, на которые ранее не обращали внимание.
Большинство людей мучаются от того, что не понимают, как выглядят со стороны, закрывают глаза на свои недостатки, занимаются самооправданием и саможалением. Они ищут отговорки и причины оставаться такими, какие они есть и при этом испытывать недовольство от себя. Окно Джохари — отличный способ научиться менять свой характер, опираясь на объективную оценку собственной личности.