понедельник, 20 июля 2020 г.

7 принципов творчества Леонардо да Винчи из книги Майкла Гелба

принципы да винчи
Леонардо да Винчи. Практически каждый житель нашей планеты слышал имя этого величайшего итальянского художника, архитектора, скульптора, учёного, философа, мыслителя, инженера, изобретателя и одного из самых выдающихся людей искусства эпохи Высокого Возрождения. Жизнь, работа и творчество этого человека навсегда изменили мир и представления о нём. Чего только стоят его «Витрувианский человек», «Тайная вечеря» и «Мона Лиза» или проекты невиданных в его эпоху изобретений?! Леонардо да Винчи был гением. И в то же время – обычным человеком, таким же, как и все мы. Но что позволяло ему творить денно и нощно, генерировать всё новые идеи, создавать невероятные проекты и быть одним из лучших людей своего времени?
Жизнь и творчество Леонардо да Винчи изучались и продолжают изучаться многими исследователями по всему миру. И наиболее ярким представителем этой категории исследователей является американский писатель и исследователь в области сущности творчества и гармоничного взаимодействия ума и тела Майкл Гелб. Всего на его счету 13 опубликованных книг, которые посвящены творческому аспекту личности великого художника. Самыми известными среди этих книг являются «Расшифрованный код да Винчи» и «Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи: семь шагов к гениальности каждый день», ставшие бестселлерами. Именно в последней своей книге Майкл Гелб описывает семь творческих принципов знаменитого мастера, которые в своей повседневной жизни можете использовать и вы, чтобы развить креативность и максимально активизировать свой творческий потенциал. Именно о них мы и поговорим в предлагаемой вашему вниманию статье.

7 принципов творчества Леонардо да Винчи

1

Любопытство/Curiosita

Любопытство в разной мере свойственно каждому человеку. Вы наверняка обращали внимание на то, что дети, например, всегда задают множество вопросов по поводу абсолютно всего: «Почему море синее?», «Как птицы летают?», «Откуда берётся дождь?». Особенно это характерно для детей до 5 лет. Таким образом они получают информацию об окружающем мире. Однако, согласно мнению Майкла Гелба (и многих психологов, кстати говоря), уровень любопытства снижается со временем, ведь дети начинают ходить в школу, где, как правило, на многие вопросы ответы уже есть, а те вопросы, ответов на которые нет, просто опускаются.
Чтобы творческая активность всегда была на высоком уровне и позволяла творить и находить всё новые идеи, человек должен оставаться любопытным на протяжении всей своей жизни. И любопытными нужно оставаться именно по-детски – интересоваться всем: что, как, почему, откуда, зачем? Все подобные вопросы должны служить топливом для творческой деятельности и указывать направление для работы.
2

Независимость мышления/Dimostrazione

Для творчества необходимо уметь мыслить разнопланово и смотреть на одни и те же вещи и явления с разных сторон. С течением времени каждый человек обретает свою точку зрения на что-либо, вырабатывает свою позицию и своё отношение. Это, конечно же, хорошо, но очень часто приводит к однобокости мышления: человек ищет подтверждение только тому, что соответствует его видению, интересуется только тем, что ему «подходит», окружает себя соответствующими материалами. А любые другие мнения и точки зрения им начинают отвергаться. Действительно творческий человек должен остерегаться этого – ему необходимо иметь разностороннее видение и рассматривать всё с разных позиций, что позволит быть в своём мышлении независимым, нетривиальным и объективным.
3

Острота восприятия/Sensazione

Здесь подразумевается умение человека по-настоящему радоваться жизни и его стремление к этому, а также к тому, чтобы проживать «по полной программе» каждый момент, видеть смысл в мелочах и быть счастливым. Внимательность к мелочам является очень важной для творчества. Многие современные люди разучились (никогда не умели!) чувствовать свою жизнь: дуновение ветерка, аромат цветов, блики солнца на воде, мерцающие звёзды в небе – всё это упускается из виду, люди черствеют и становятся невосприимчивыми ни к чему, кроме сиюминутных дел и повседневных забот. Творческий человек должен совершенствовать своё восприятие и тренировать пять своих основных чувств. Майкл Гелб советует обращаться для этого к искусству, музыке, поэзии, а также время от времени баловать себя хорошим вином и шоколадом.
4

Неопределённость/Sfumato

Как известно, неопределённость часто вызывает страх в человеке. Люди боятся совершать непривычные действия, то, что входит в разрез с их привычками и устоявшимися убеждениями, стремятся избегать необычных ситуаций. Но если человек может быть уверенным в себе даже в непривычных обстоятельствах, это открывает широкие горизонты для творчества. По Майклу Гелбу, огромное и положительное воздействие на раскрытие творческого потенциала оказывает удивление и новые открытия, узнавание того, чего человек не знал раньше. А если делать только то, что привык, то ни о каких открытиях не может быть и речи. Если вы стремитесь к тому, чтобы стать и быть по-настоящему творческой личностью, вы должны культивировать неопределённый образ себя, но при этом определённо быть уверенными в себе. А стремление к неизвестности и парадоксальности должно стать частью вашей натуры.
5

Воображение и логика/Scienza

Общеизвестный факт – левое полушарие человеческого мозга отвечает за аналитическое мышление, а правое – за креативное. У каждого человека развитие одного всегда преобладает над другим. Однако в современном мире для того чтобы эффективно генерировать новые неординарные идеи человек должен стараться развивать оба полушария, т.е. целенаправленно развивать логическое и творческое мышление. Майкл Гелб считает, что этому в наибольшей степени способствует рисование. Возьмите лист бумаги и карандаш и попробуйте оформить свои мысли в изображения. Что у вас получается? Какие ассоциации у вас возникают? Попробуйте убрать что-то или, наоборот, добавить. Можно ли как-то это применить в своей жизни? Задумайтесь над этим, придумывайте новые идеи и анализируйте их. Это поможет вам развить свой мозг как можно лучше.
6

Сбалансированность тела и разума/Corporalita

Далеко не каждый человек знает, что Леонардо да Винчи, кроме всего прочего, был прекрасно развит физически. Он даже считался одним из наиболее сильных во всей Флоренции людей, а также был отличным наездником и превосходно фехтовал. Майкл Гелб уверен, что творческая активность представляет собой особый род интеллектуальных упражнений, требующих наличия немалых энергетических ресурсов. Человек, слабый физически, по его мнению, никогда не сможет повысить свой творческий потенциал до должного уровня. И поэтому одной из неотъемлемых составляющих творческой деятельности, а также жизни творческого человека являются физические упражнения и занятия спортом и, естественно, поддержание себя в хорошей форме. Леонардо да Винчи, кстати говоря, в одинаковой степени хорошо владел обеими руками.
7

Диаграмма связей/Connessione

Диаграмму связей также можно назвать диаграммой мыслей или схематическим изображением системного мышления. Майкл Гелб придерживается мнения, что эта диаграмма очень важна для способности генерировать новые идеи, т.к. наглядно отображает безграничность возможностей человеческого мозга. В большинстве случаев она представляет собой особую древовидную схему, где в центре находится главное понятие, а отходящие в разные стороны «ветви» — вызываемые им ассоциации. Использовать диаграмму связей в творческой деятельности очень эффективно. Об этом говорит хотя бы то, что она практически всегда применяется на мозговых штурмах, для стратегического планирования и в разного рода тренингах.
Вопреки широко распространённому мнению о том, что творческое мышление является даром и недоступно тем, кто этого дара не имеет, это отнюдь не так. Человек может совершить открытие или изобрести что-то, ничего для этого не делая, только в очень редких случаях. Вспомните хотя бы, как создавалась таблица Менделеева. Для того чтобы ваш творческий потенциал развивался, вы должны намеренно его развивать. Майкл Гелб говорит, что не нужно «придумывать колесо», а достаточно лишь «крутануть» его посильнее, тем самым дав своим идеям жизнь и развитие. Применяйте на практике 7 творческих принципов Леонардо да Винчи и скорее всего вы и сами сможете стать «универсальным человеком».

среда, 15 июля 2020 г.

Пирамида Франклина

Как правило, ни один семинар по тайм-менеджменту не обходится без краткого описания одной из самых известных, старых и действенных техник управления временем – пирамиды Франклина (в английском иногда употребляется форма «productivity pyramid»). Отсылки к данной методике и использование отдельных ее постулатов можно найти у многих успешных бизнес тренеров – Стивена Кови, Кена Крога, Джоэла Уэлдона, Дениса Уэйтли. Она снискала популярность и у многих западных директоров, управляющих, менеджеров разных звеньев.
Но пирамида Франклина – нечто более универсальное, чем управление временем. Это комплексная система постановки и достижения целей, которая рассчитана на всю жизнь. Отличие пирамиды Франклина от других методик в том, что она планирует не только время, но и занятость, пути достижения глобальной цели. Эта техника «направлена в будущее» – на выявление того, что должно быть сделано, а не на пересмотр текущей деятельности с целью более эффективной ее организации.
Бенджамин Франклин
Бенджамин Франклин (1706-1790) – политик, дипломат, ученый, изобретатель, журналист, бизнесмен, один из отцов-основателей США и авторов Конституции. Первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук. Был очень влиятельным политиком, несмотря на то, что никогда не был президентом США. Его биограф по этому поводу даже пошутил однажды: «Бенджамин Франклин – единственный президент Соединенных Штатов Америки, который им никогда не был». Портрет Франклина видел каждый, кто хоть раз держал в руках 100-долларовую купюру. Именно он автор ставшей крылатой фразы: «Время – деньги».
Бен Франклин был уверен, что контроль над событиями нашей жизни приносит человеку душевное спокойствие. Всю свою жизнь он учился, уделял много внимания саморазвитию и образованию.  Его деятельность требовала много времени и ответом на такую потребность стала самостоятельно разработанная система, которой он следовал в течение жизни. Написал он ее в возрасте 20 лет и с тех пор неустанно следовал ее принципам, несмотря на возникающие обстоятельства.
Насколько пирамида Франклина действенна? Об этом мы можем судить хотя бы на примере его жизни. 15-ый из 17-ти детей в семье, сын обычного мыловара, окончивший несколько классов сельской школы и работающий с 10-ти лет, Б. Франклин благодаря трудолюбию добился признания одновременно в нескольких областях и навсегда вписал свое имя в историю человечества. Дейл Карнеги однажды сказал: «Если вы хотите получить превосходные советы о том, как обращаться с людьми, управлять самим собой и совершенствовать свои личные качества, прочтите автобиографию Бенджамина Франклина – одну из самых увлекательных историй жизни».
Пирамида Франклина. Любители различных статистических исследований на Западе выяснили, что лишь 1% людей могут точно сказать, чего они хотят добиться в жизни. Б. Франклин знал это наверняка – его выдавала работоспособность и целеустремленность. Еще в юности он составил план и старался его выполнять. Суть заключалась в следующем: глобальная задача разбивалась на более мелкие, а те, в свою очередь, на подзадачи. Это идея пирамиды Франклина.
Жизненные ценности
Жизненные ценности – это тот фундамент, на котором каждый строит свою жизнь. Их принадлежность к духовному приводит к тому, что в современном мире много людей не оказывают выявлению ценностей должного внимания. Материальное преобладает, все хотят зарабатывать много денег, ездить на дорогих машинах, но не могут дать полный ответ на вопрос, сколько конкретно денег им нужно. Такое отношение не является плохим, оно, скорее, неправильное. Будьте искренни с собой. Обеспеченность и деньги – нормальная ценность; если это принесет вам удовлетворение, то почему бы не посвятить этому свою жизнь? Ради этого, возможно, придется пожертвовать, другими ценностями, так что важно быть уверенным в своем выборе. И это касается не только приведенного примера, но и других смыслов жизни – желания приносить людям пользу, иметь власть, быть знаменитым, посвятить себя семье. Можно выбрать несколько областей, главное – это должно быть то, чем вы реально хотите заниматься и чему готовы посвятить жизнь, то, что сделает вас счастливым и поможет реализоваться.
Б. Франклин описывает свои жизненные ценности и план по их достижению в автобиографии. Для него ценностями были те простые истины, которые он узнал от квакеров в юности. На основе их культивирования он строил свою карьеру и старался всегда придерживаться провозглашенных принципов (по сведениям современников с порядком это не всегда получалось):
Воздержание. Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
Молчание. Говорить только то, что принесет пользу мне или другим людям, избегать пустых разговоров.
Порядок.  Каждая вещь имеет свое место, а каждое дело – свое время.
Решительность. Решаться делать то, что должно быть сделано; неукоснительно выполнять то, что решено.
Бережливость. Деньги тратить только на то, что приносит благо мне или другим; ничего не расточать.
Трудолюбие. Не терять времени; быть всегда занятым чем-либо полезным, избегать ненужных действий.
Искренность. Не использовать вредный обман; думать честно и справедливо, этого же правила придерживаться в разговоре.
Справедливость. Не причинять никому вреда; не поступать несправедливо и не избегать добрых дел.
Умеренность. Избегать крайностей; терпимо относиться к оскорблениям.
Чистота. Соблюдать телесную чистоту, опрятность в одежде и в жилище.
Спокойствие. Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
Целомудрие. Быть целомудренным в мыслях, управлять своими инстинктами.
Скромность. Подражать Иисусу и Сократу.
Эти ценности более абстрактны, чем власть или известность, которые приводят в качестве примера современные практикующие технику пирамиды Франклина. Но это не главное. Главное, чтоб они не шли вразрез с глобальной целью. Если человек тщеславен и честолюбив, он не сможет долго работать на командный результат. Или сможет, но не будет счастлив. Поэтому еще раз повторим – определяйте свои ценности осторожно и взвешенно.
Глобальная цель
Глобальная цель это следующий блок пирамиды Франклина. Он расположен и держится на основе определенных ранее жизненных ценностей и представляет собой максимально желаемый результат, цель всей жизни. Если первая ступень это смысл, который проявляется в ответе на вопрос: ради чего я живу; то глобальная цель должна давать понимание того, когда этот смысл  будет достигнут.
Объясним на примере. Для профессионального футболиста, выбравшего смыслом жизни реализацию на спортивном поприще и достижение всемирной известности и легендарной славы, глобальная цель – победа в Лиге Чемпионов и на Чемпионате Мира. Для человека желающего приобрести власть в качестве политика, глобальной целью будет победа на выборах президента или назначение на должность премьер-министра.
Генеральный план
Генеральный план – пошаговая инструкция, план того, как будет достигнута глобальная цель. На данной ступени пирамиды Франклина он большой и обобщенный. В случае с футболистом, чтобы попасть в сильную команду и быть вызванным в сборную, ему нужно добиться успеха сначала с молодежным составом. К примеру, выиграть трофей во второй лиге, пройти квалификационный раунд и т. д. На пути к креслу президента или премьера, нужно приобрести необходимый опыт в управлении, администрировании – окончить профильный вуз, быть избранным мэром, губернатором, депутатом, возглавить партию.
Долгосрочный план
Долгосрочный план – планирование 3-5 последующих лет для достижения конкретных целей. Он должен соответствовать одному из пунктов генерального плана, приближая таким образом глобальную цель. Для честолюбивого политика, желающего стать премьер-министром, важно получить необходимое высшее образование, например, в сфере управления или политологии. Хороший вуз даст и знания, и знакомство с нужными людьми. Для футболиста долгосрочный план может заключаться в переходе в академию более известного тренера с целью прогресса под его руководством и победы в молодежных состязаниях, с дальнейшим подписанием контракта с профессиональны клубом.
Краткосрочный план
План на несколько недель или месяцев. Это в свою очередь часть достижения пункта долгосрочного плана. Он достаточно конкретен. Так, чтобы поступить в хороший вуз с дальнейшим прицелом на политическую карьеру, нужно некоторое время уделить подготовке к тестированию, сдаче экзаменов по профильным предметам. Молодому футболисту, желающему перейти на обучение к более опытному тренеру, нужно поработать над выносливостью и реализацией моментов. Это краткосрочный план.
План на день (неделю)
Вершина пирамиды Франклина. На нашем сайте мы публиковали урок о том, как правильно составить план на день. В случае с пирамидой план на день это самая мелкая единица в достижении глобальной цели, которая на шаг приближает к ней. В контексте выбранных примеров это может быть тренировка ударов с обеих ног, с разных дистанций и разных участков поля для футболиста. Для политика это, к примеру, прочтение перед экзаменом по теории государства и права «Государя» Н. Макиавелли.
Для многих пирамида Франклина покажется непосильным заданием, поскольку требует планирования фактически всей жизни. Это невозможно, это скучно, это убивает неожиданность. Но это не так. Все мы в своей жизни преследуем какую-то цель, а в выборе средств нас никто не ограничивает. Пирамида Франклина это, по сути, лишь более конкретное представление о достижении этой цели.   


пятница, 1 ноября 2019 г.

Склонность к подтверждению

Склонность к подтверждению – это когнитивное искажение, когда человек воспринимает, интерпретирует и запоминает информацию, подтверждающую исключительно его убеждения. Подобная тенденция широко распространена во многих сферах жизни, оказывает влияние на то, как люди принимают решения и формируют свои убеждения. Она даже способствует развитию различных проблемных моделей мышления. Например, когда в диалоге наш собеседник отказывается нас слушать и игнорирует факты, противоречащие его точке зрения.
Существует четыре основных области восприятия, где склонность к подтверждению влияет на людей:
  • Предвзятый поиск. Поиск информации, которая подкрепляет прежнее мнение, и игнорирование информации, ей противоречащей.
  • Предвзятое одобрение. Склонность придавать больший вес сведеньям, поддерживающим убеждения.
  • Предвзятая интерпретация. Мы интерпретируем информацию тем способом, который подтверждает нашу точку зрения.
  • Предвзятый отклик. Мы запоминаем то, что поддерживает наши убеждения, и забываем то, что им противоречит.
Приведем несколько примеров данного эффекта:
  • Политика. Человек, обычно, предпочитает тратить больше времени на просмотр новостей, которые поддерживают его политическую позицию, игнорируя противоположную ей
  • Наука. Склонность к подтверждению влияет на проведение научных исследований. Ученые часто демонстрируют предвзятость при проведении исследований, когда выборочно анализируют данные таким образом, который позволяет им подтвердить свои гипотезы
  • Убеждения. Эффект влияет на то, как люди оценивают свои псевдонаучные убеждения. Например, человек, верящий в лженаучные теории, склонен к отрицанию опровержений этих теорий
  • Инвестирование. Например, решения инвесторов, основанные на сведеньях, подкрепляющих их знания в отношении стоимости определенных акций
  • Медицина. Врачи нередко выборочно ищут информацию, которая позволит им подтвердить свой первоначальный диагноз, игнорируя при этом признаки того, что этот диагноз может быть неверным
В целом, этот эффект влияет на людей по-разному и во многих сферах жизни. Разнообразные примеры демонстрируют, насколько распространено это когнитивное искажение и что оно может повлиять на любого.
Почему мы испытываем склонность к подтверждению
Существуют два основных когнитивных механизма, которые используются для объяснения того, почему люди испытывают склонность к подтверждению:
  • Избегание проблем – человек не хочет знать, что он не прав.
  • Поиск подкрепления – человек хочет знать, что он прав.
Оба эти фактора связаны с желанием свести к минимуму наш когнитивный диссонанс – психологический стресс, возникающий, когда мы придерживаемся двух или более противоречивых убеждений одновременно. Например, избегание проблем помогает справиться с когнитивным диссонансом, игнорируя сведения, не совпадающие с нашими убеждениями.
С другой стороны, поиск подкрепления побуждает нас найти поддержку своей первоначальной позиции, при столкновении с противоречиями. По сути, пытаясь дать объяснение каким-либо явлениям, мы стремимся сосредоточиться только на одной гипотезе, и игнорируем любые альтернативные суждения. Это приводит к попытке просто доказать, что первоначальная мысль верна, вместо того чтобы фактически проверить.
Например, врач, который ставит первоначальный диагноз пациенту, в попытке доказать, что он прав, отметает другие варианты как бессмысленные. Вот почему мы испытываем немотивированную склонность к подтверждению в ситуациях, когда нет эмоциональной причины отдавать предпочтение определенным предположениям.
Однако это контрастирует с мотивированной склонностью к подтверждению – когда мы подвергаемся воздействию этого эффекта под влиянием эмоционального восприятия. Наш мозг подавляет нервную деятельность в областях, связанных с чувственной регуляцией и эмоционально нейтральными рассуждениями, что приводит к обработке информации с основой на чувства, а не на логику.
Как уменьшить предвзятость подтверждения
Приведем примеры нескольких методов, которые можно использовать, чтобы уменьшить действие данного эффекта у окружающих:
  • Стимулируйте людей избегать формирований предположений слишком рано. Поощряйте попытки обрабатывать как можно больше сведений, прежде чем формулировать первую мысль.
  • Намекайте на различные причины того, почему мысль собеседника может быть неверной или почему альтернативные гипотезы могут быть верными. По сути, подобная просьба настраивает человека более охотно усваивать противоречащую его точке зрения информацию.
  • Поощряйте собеседника быть активным участником процесса рассуждений и полагаться на сознательную и эмоционально нейтральную обработку информации, а не на интуицию.
Но как же уменьшить собственную склонность к подтверждению? Здесь способы очень схожи с методами, описываемыми выше. Первый и самый важный шаг к преодолению собственной предвзятости подтверждения состоит в осознании своего процесса рассуждения.
Рассуждая, нужно постоянно спрашивать себя: «Не искажаю ли я восприятие сведений, пытаясь подтвердить свои убеждения?» Следует избегать преждевременной формулировки предположений и заставлять себя искать причины, по которым ваша первоначальная гипотеза может быть неверной.
Подобная работа над собой, помимо помощи в преодолении предвзятости подтверждения, имеет еще одно важное дополнительное преимущество: вы лучше начинаете понимать противоположную точку зрения. А это в свою очередь имеет решающее значение для способности отстаивать свою собственную позицию и конструктивно общаться на различные темы с окружающими, что в наше время – достаточно большая редкость.

понедельник, 14 октября 2019 г.

Кривая забывания

Во второй половине 19 века жил учёный по имени Герман Эббингауз. Он посвятил жизнь изучению того, как работает память, и в ходе своих исследований выявил основные принципы её работы. Один из этих принципов назвали кривой забывания. О ней мы и расскажем ниже.
Как проходили эксперименты Эббингауза
Учёный проводил опыты с 1879 по 1880 и с 1883 по 1884 год. Сначала испытуемые заучивали бессмысленные слоги из 3 букв — с гласной в середине и согласными по бокам («нар», «рет», «гук» и т.д). При создании этих слогов Эббингауз руководствовался соображением, что они не должны напоминать какие-либо уже существующие слова и вызывать с ними ассоциации.
Когда запас слогов исчерпывался, учёный перемешивал их, и подопытные начинали всё заново. Ряд считался выученным, когда человек мог произнести его без запинки. Опыты проводились всегда в одно и то же время, чтобы предотвратить возможное влияние непредвиденных факторов.
Эббингауз старался проследить взаимосвязь памяти с:
  1. Объёмом заучиваемого материала (сколько слогов может вместить в себя человеческий мозг).
    2. Числом повторений (сколько нужно сделать повторений для максимально крепкого запоминания).
    3. Промежутками времени между повторениями (как часто надо повторять материал).
    4. Способом построения слогов в ряды (каким образом лучше всего расположить информацию для заучивания).
Опыты выполнялись по одной схеме. Эббингауз изменял один из факторов, например, количество слогов, и смотрел, как тот влияет на остальные.
6 главных результатов
В ходе экспериментов учёный получил следующие результаты:
  1. Сначала забывание идёт очень быстро. Потом замедляется. Этот принцип получил название «кривой забывания».
  2. Количество информации влияет на объём работы для её запоминания не прямо пропорционально. То есть выучить две главы из «Евгения Онегина» будет не в 2 раза труднее, чем одну главу, а в несколько раз.
  3. Осмысленная информация запоминается быстрее в 9 раз. Вы скорее запомните главу из Конституции РФ, чем буквенную абракадабру.
  4. Чем больше повторений, тем меньше от них эффекта. 50 повторений не будут эффективнее, чем 25.
  5. Лучше всего запоминается информация в начале и в конце отрывка. Чтобы удостовериться в этом, проведите опыт: возьмите список из 10-15 слов, например, «ракета», «дерево», «дом», «яблоко», «граната», «груша», «гранат», «скамья», «доска», «власть», «подушка», «наушники». Заучите их и через некоторое время воспроизведите вслух. Скорее всего, первыми придут на ум «наушники» и «ракета».
  6. Если человек думает, что информация ему пригодится (к примеру, на работе), то запоминает её быстрее.
Также Эббингауз установил, что уже через час наш мозг забывает 60% информации. Через 10 часов — ещё 5%. Через шесть дней — ещё 15%. Далее процесс замедляется. В памяти остаётся одинаковый объём информации — 20%, причем как через неделю, так и через месяц.
Мы дали вам теорию. Теперь давайте рассмотрим, как применять эти принципы на практике.
Лучшие режимы повторения
Доктор педагогических наук В. Ю. Васильев в своей книге «Суперпамять для всех» даёт два режима запоминания. Первый режим пригодится, если у вас есть всего 2 дня, чтобы запомнить материал. Второй — если время заучивания не ограничено.
Двухдневный режим повторения:
  • 1-е повторение — сразу после того, как вы закончили читать;
  • 2-е повторение — через 20 минут после первого;
  • 3-е повторение — через 8-10 часов после второго;
  • 4-е повторение — через сутки после третьего.
Долгосрочный режим повторения:
  • 1-е повторение — после того, как вы закончили чтение;
  • 2-е повторение — через полчаса после первого;
  • 3-е повторение — через 24 часа после второго;
  • 4-е повторение — через 3 недели после третьего;
  • 5-е повторение — через полгода после четвёртого.
Этот режим хорошо подойдёт для расширения словарного запаса. Составьте список из 10-15 слов. Запишите эти слова в тетрадь и поставьте даты, когда их нужно будет повторять. Периодически заглядывайте в тетрадь, чтобы не пропустить очередное повторение.
А еще есть режим запоминания для тех, кто хочет запомнить информацию навсегда. Его предложили американские учёные Хью Томпсон и Боб Салливан в книге «Эффект плато». Выглядит он так.
  • 1-е повторение — через 5 секунд после прочтения материала;
  • 2-е повторение — через 25 секунд после первого;
  • 3-е повторение — через 2-3 минуты.;
  • 4-е повторение — ещё через 10 минут;
  • 5-е повторение — через 1 час;
  • 6-е повторение — через 5 часов;
  • 7-е повторение — через сутки;
  • 8-е повторение — через 5 дней;
  • 9-е повторение — через 25 дней;
  • 10-е повторение — через 4 месяца.;
  • 11-е повторение — через 2 года.

понедельник, 30 сентября 2019 г.

Гайд по майндфулнесс: что это, для чего нужно и как практиковать

О майндфулнесс говорят слишком много, чтобы мы прошли мимо этой темы. Появившаяся из недр восточных практик, майндфулнесс стала серьезным научным направлением и одним из эффективнейших средств саморазвития. Из этой статьи вы узнаете, что такое майндфулнесс, для чего она нужна, какие у нее преимущества, и сделаете первые шаги к достижению осознанности.
Что такое майндфулнесс
Если говорить просто, то майндфулнесс (или осознанность) — это умение уделять 100% внимания текущему моменту. Это значит, что если вы смотрите на свои ботинки, весь ваш мир — это ботинки.
Более научное определение гласит, что осознанность — это саморегуляция внимания с отношением любопытства, открытости и принятия. Вы направляете свой фокус на внешний или внутренний мир и воспринимаете его таким, как он есть: без критики, оценки и осуждения.
Часто майндфулнесс путают с медитацией и ассоциируют с буддистскими духовными практиками. Неверно ни то, ни другое. Медитацию можно назвать особой разновидностью майндфулнесс, а осознанность — это светское и научное понятие, не имеющее религиозного подтекста.
Майндфулнесс способна глубоко и разносторонне влиять на когнитивные функции и ментальное здоровье. И этому есть множество научных подтверждений, о чем вы узнаете дальше.
Зачем это нужно
Наука уже давно занимается исследованиями осознанности, и теперь нам известно немало преимуществ этой практики:
  1. Улучшение памяти. Несколько исследований [Britta K. Hölzel, 2011], [Michael D. Mrazek, 2013] подтвердили, что регулярная практика осознанности улучшает рабочую память и способность к обучению. Влияние майндфулнесс проявилось на физическом уровне — ученые отметили изменения концентрации серого вещества в зонах, которые мозг использует для обучения, запоминания, регуляции эмоций и восприятия перспективы.
  2. Уменьшение стресса и тревожности. Ученые проанализировали более 20 исследований майндфулнесс и подтвердили, что эта практика действительно помогает регулировать стресс и снижает уровень тревожности. Также исследования указывают на эффективность осознанности в лечении депрессии.
  3. Улучшение сна. Анализ 7 достоверных исследований показал, что практика осознанности помогает справиться с нарушениями сна, устраняя беспокойство и тревожность, вызывающие бессонницу.
  4. Улучшение отношений. Одно исследование [Heidemarie K.Laurent, 2016] показало, что майндфулнесс снижает интенсивность ссор между партнерами, а другое [Lisa M. May, 2016] отметило улучшение отношений между детьми и родителями. В последнем случае были зафиксированы изменения в участках мозга, связанных с эмпатией и контролем эмоций.
Cледует отметить, что иногда все же стоит отпустить свой мозг поблуждать. Некоторые исследования [Benjamin Baird, 2012] показывают, что креативность увеличивается после несложных занятий, не требующих высокой концентрации. Но давайте перейдем к практике.
Как практиковать майндфулнесс
Существует множество практик осознанности, нацеленных под разные задачи и для разных людей. Но если вы только погружаетесь в мир майндфулнесс или не хотите тратить время на его подробное изучение, можете воспользоваться следующей пошаговой инструкцией.

Выделите время и место для майндфулнесс

Лучше всего подобрать такие условия, когда вас никто не потревожит и вы сможете побыть в тишине и одиночестве. Достаточно всего 10-20 минут в день. Хорошо, если это будет где-то на природе. Как показывают исследования, даже небольшая прогулка в парке улучшает настроение и помогает избавиться от «мысленной жвачки» — постоянного обдумывания одних и тех же вещей.
Желательно практиковать осознанность в одно и тоже время в одном и том же месте — так вы установите рефлекс и мозг сможет быстро переходить в нужное состояние. Это идеальные условия. Тем не менее, вы можете заниматься майндфулнесс везде и всегда, ведь для этого нужен лишь ваш мозг и желание. Просто в центре шумной толпы это будет несколько труднее.
Сознательно сосредоточьтесь на настоящем моменте
Сделайте волевое усилие и перестаньте думать. Сосредоточьтесь на том, что происходит сейчас. Не обрабатывайте и не анализируйте информацию, а просто поглощайте ее. Сконцентрируйтесь на том, что воспринимают ваши органы чувств: слушайте звуки, чувствуйте запахи, наблюдайте за игрой света и тени. Это трудно, особенно поначалу, но со временем у вас будет получаться все лучше и лучше.
Позвольте себе ничего не делать и просто быть
Если вы занятой человек, очень трудно спокойно относиться к тому, что сейчас вы ничего не делаете. Кажется, что время уходит впустую. Мысли постоянно возвращаются к текущим делам и задачам. Но вы должны убедить свой беспокойный мозг, что очень важно просто побыть и ничего не делать. Планируйте сеансы майндфулнесс заранее, чтобы облегчить эту задачу.
Не думайте о прошлом, не планируйте будущее
Прошлое не изменить, будущее еще не наступило. Сейчас – лучший момент, чтобы побывать в настоящем. Не смотрите на время — ваша задача забыть о нем. Поставьте таймер и возвращайтесь к обычной жизни только по его сигналу. Не следите за секундной стрелкой.
Обратите внимание на свои слова, действия, мотивы
Осознанность не обязательно означает сосредоточенность только на внешних стимулах. Не менее важно умение наблюдать за собой. Следует не просто говорить или размышлять. Обратите внимание на то, как и почему вы это делаете. Вы сейчас рассказываете эту историю своему коллеге, чтобы принести пользу или потешить свое эго? Будьте внимательны к своему внутреннему миру, и вы узнаете много интересного о себе.
Возвращайте свой ум назад, если он слишком отвлекается
Вы неизбежно столкнетесь с этой проблемой — ваш разум будет отвлекаться. На какой-то лишний звук за окном, на мысли о незавершенном проекте или о недавней ссоре с родственником. Не будьте слишком строги с собой. Заметив такое отклонение, просто возвращайте себя назад – к осознанности.
Заключение
Майндфулнесс — это простая и доступная методика саморазвития, которая приводит к реальным результатам во многих сферах жизни. Она улучшает когнитивные функции, снижает уровень стресса и тревожности, помогает в развитии отношений и устраняет бессонницу. В целом это приводит к значительному улучшению вашего ментального здоровья. Практиковать осознанность просто: сосредоточьтесь на текущем моменте и воспринимайте его без каких-либо оценочных суждений. Просто будьте здесь и сейчас. Попробуйте, не откладывая!