среда, 29 июля 2020 г.

Диаграмма Исикавы – полезный инструмент в жизни и работе

Практически в любой сфере жизни человек время от времени сталкивается с тем, что на его пути возникают определённые препятствия и проблемы. Но вот истинную причину появления той или иной проблемы определить удаётся далеко не всегда, а сама она может быть лишь видимым следствием того, что скрыто от нашего внимания где-то внутри нас самих или той деятельности, которой мы занимаемся. И чтобы понять основные причины возникновения проблем и устранить их очень удобно прибегнуть к использованию разработанного специально для этого приёма – диаграммы Каору Исикавы – профессора Токийского университета и крупнейшего специалиста по управлению качеством. Эта диаграмма также известна под названиями «Диаграмма анализа корневых причин», «Причинно-следственная диаграмма» и «Диаграмма рыбьей кости». Представленный урок посвящён описанию этого метода как полезного инструмента в любой работе и повседневной жизни.
Для чего нужна диаграмма Исикавы
Диаграмма Исикавы является одним из основных инструментов, которые используются для измерения, оценки, контроля и усовершенствования качества производственных процессов и вместе с диаграммой рассеяния, стратификацией, контрольным листом, гистограммой, диаграммой Парето и контрольной картой входит в список «семи инструментов контроля качества».

Сама диаграмма представляет собой график, на основе которого становится возможным исследовать и определить основные причинно-следственные связи факторов и последствий в интересующей проблеме или ситуации, а также предупредить возникновение нежелательных факторов и причин. Как и остальные инструменты качества, диаграмма Исикавы считается превосходным средством визуализации и организации знаний, упрощающих понимание и диагностику проблем и процессов. В большинстве случаев диаграмму «рыбьей кости» применяют в разработках новой продукции, выявляя факторы, оказывающие наибольший эффект на её качество, и главные причины, порождающие конкретные последствия и поддающиеся управлению. Однако если разобраться, то применить эту диаграмму для выявления причин проблемных ситуаций в жизни и работе может любой человек.
Этапы работы с диаграммой Исикавы
Работу с диаграммой Исикавы можно подразделить на несколько основных этапов:
   Определение всех причин и факторов, которые оказывают влияние на интересующий результат
   Систематизация этих факторов и причин по причинно-следственным и смысловым разделам
   Оценка и приоритизация факторов и причин внутри разделов
   Анализ полученной структуры
   Выявление и отсечение факторов и причин, повлиять на которые невозможно
   Опущение малозначимых причин и факторов
Для того чтобы более точно определить факторы и причины, которые оказывают на исследуемый результат наибольшее воздействие, рекомендуется пользоваться методом мозгового штурма, основывающимся на стимулировании творческой активности и предполагающим предложение как можно большего количества вариантов. Обычно диаграмма зарисовывается на доске или листе бумаги, а затем определяются основные причины и их особенности. График следует заполнять до тех пор, пока вся диаграмма не будет заполнена причинно-следственными связями. Как только этот этап окончен, следует переходить к выявлению основной или корневой причины.
Построение диаграммы Исикавы, как можно заметить, процесс довольно непростой и обладает рядом особенностей, о которых необходимо упомянуть отдельно.
Особенности построения диаграммы Исикавы
Первое: перед тем как приступать к построению графика, необходимо чётко определиться с формулировкой рассматриваемой проблемы. Если, например, участников обсуждения вопроса несколько, то все они должны прийти к одному мнению, и только после этого начинать строить диаграмму.
Второе: рассматриваемую проблему для удобства восприятия лучше всего расположить (записать) в правой части доски или листа бумаги, а влево от неё уже горизонтально проводить «хребет рыбы».
Третье: основные влияющие на проблему причины представляют собой «большие кости рыбьего скелета». Их нужно заключить в рамки и соединить с «хребтом» наклонными стрелками.
Четвёртое: затем на диаграмму наносятся второстепенные причины, которые оказывают влияние на главные, являющиеся их следствием. Это уже «средние кости», которые примыкают к «большим костям».
Пятое: наносятся «мелкие кости», примыкающие к «средним» — это третьестепенные причины, которые воздействуют на второстепенные. Если какие-либо из причин не выявлены, то «кость» остаётся пустой, т.е. причина не фиксируется, однако место для неё следует оставить.
Шестое: при анализе диаграммы следует учитывать абсолютно все, даже кажущиеся малозначительными, причины и факторы. Это делается для того чтобы отыскать первопричину и найти наиболее эффективный способ решения исследуемой проблемы.
Седьмое: причины и факторы должны оцениваться по своей значимости, т.е. необходимо найти и выделить самые важные из них – в наибольшей степени влияющие на рассматриваемую проблему.
Восьмое: желательно вносить в диаграмму всю информацию, касающуюся проблемы: названия причин и факторов, даты, дни недели, имена участников процесса, наименования изделий (если это вопрос производства) и т.д. и т.п.
Девятое: важно запомнить, что процесс поиска, анализа и интерпретации причин и факторов является основополагающим в создании целостной структуры проблемы и переходе к конкретным действиям.
Десятое: при выявлении каждой новой причины или фактора следует задаваться себе вопрос «почему», т.к. благодаря этому можно найти корневую причину, оказывающую воздействие на проблему в целом.
Следуя этим принципам, вы сможете рассмотреть проблему наиболее объективно и постепенно раскрыть всю цепь причинно-следственных связей и найти те факторы, которые нужно будет скорректировать, чтобы добиться решения проблемы и получить требуемый результат.
Исходя из всего вышеизложенного, можно выявить очевидные достоинства диаграммы Исикавы. Ими, в свою очередь, являются, во-первых, возможность раскрыть свой (и других участников) творческий потенциал, который позволит найти неординарные способы решения поставленной задачи. И, во-вторых, возможность найти взаимосвязь между всеми причинами и факторами, влияющими на проблему, и произвести оценку их влияния на неё.
Однако у метода Исикавы есть и свои недостатки, которые также необходимо учитывать в своей работе. Первым недостатком является то, что не существует каких-либо правил проверки диаграммы в обратном направлении от первопричины к результатам, т.е. логическую цепочку причин и факторов, ведущих к первопричине, рассмотреть не представляется возможным. Второй же недостаток заключается в том, что составленная, в конечном счёте, диаграмма может выразиться в очень сложной схеме и не иметь чёткой структуры, что значительно затрудняет объективный анализ и исключает возможность сделать максимально правильные выводы.
Поэтому, подходя к вопросу поиска причин возникающих проблем и их решений, важно использовать не одну только диаграмму Исикавы, а дополнять её ещё и другими инструментами, среди которых можно выделить составление списков и приоритизацию, принцип Вильфредо Парето, пирамиду эффективности Абрахама Маслоу, контрольные листы и карты, а также другие эффективные методы проверки, анализа и повышения эффективности действий. Но всё это касается наиболее сложных проблем и вопросов, к решению которых нужно подходить наиболее комплексно.
Если же проблема подразумевает более простой способ поиска её решения, то диаграммы Исикавы будет вполне достаточно, ведь она позволяет в предельно понятной и доступной форме структурировать все возможные причины возникновения этой проблемы, выявить наиболее значимые из них, найти первопричину, а затем скорректировать или устранить её. Для многих людей причинно-следственная диаграмма Исикавы является «золотым ключиком» к преодолению огромного количества возникающих на пути к достижению успеха препятствий.

Источник >>

понедельник, 20 июля 2020 г.

7 принципов творчества Леонардо да Винчи из книги Майкла Гелба

принципы да винчи
Леонардо да Винчи. Практически каждый житель нашей планеты слышал имя этого величайшего итальянского художника, архитектора, скульптора, учёного, философа, мыслителя, инженера, изобретателя и одного из самых выдающихся людей искусства эпохи Высокого Возрождения. Жизнь, работа и творчество этого человека навсегда изменили мир и представления о нём. Чего только стоят его «Витрувианский человек», «Тайная вечеря» и «Мона Лиза» или проекты невиданных в его эпоху изобретений?! Леонардо да Винчи был гением. И в то же время – обычным человеком, таким же, как и все мы. Но что позволяло ему творить денно и нощно, генерировать всё новые идеи, создавать невероятные проекты и быть одним из лучших людей своего времени?
Жизнь и творчество Леонардо да Винчи изучались и продолжают изучаться многими исследователями по всему миру. И наиболее ярким представителем этой категории исследователей является американский писатель и исследователь в области сущности творчества и гармоничного взаимодействия ума и тела Майкл Гелб. Всего на его счету 13 опубликованных книг, которые посвящены творческому аспекту личности великого художника. Самыми известными среди этих книг являются «Расшифрованный код да Винчи» и «Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи: семь шагов к гениальности каждый день», ставшие бестселлерами. Именно в последней своей книге Майкл Гелб описывает семь творческих принципов знаменитого мастера, которые в своей повседневной жизни можете использовать и вы, чтобы развить креативность и максимально активизировать свой творческий потенциал. Именно о них мы и поговорим в предлагаемой вашему вниманию статье.

7 принципов творчества Леонардо да Винчи

1

Любопытство/Curiosita

Любопытство в разной мере свойственно каждому человеку. Вы наверняка обращали внимание на то, что дети, например, всегда задают множество вопросов по поводу абсолютно всего: «Почему море синее?», «Как птицы летают?», «Откуда берётся дождь?». Особенно это характерно для детей до 5 лет. Таким образом они получают информацию об окружающем мире. Однако, согласно мнению Майкла Гелба (и многих психологов, кстати говоря), уровень любопытства снижается со временем, ведь дети начинают ходить в школу, где, как правило, на многие вопросы ответы уже есть, а те вопросы, ответов на которые нет, просто опускаются.
Чтобы творческая активность всегда была на высоком уровне и позволяла творить и находить всё новые идеи, человек должен оставаться любопытным на протяжении всей своей жизни. И любопытными нужно оставаться именно по-детски – интересоваться всем: что, как, почему, откуда, зачем? Все подобные вопросы должны служить топливом для творческой деятельности и указывать направление для работы.
2

Независимость мышления/Dimostrazione

Для творчества необходимо уметь мыслить разнопланово и смотреть на одни и те же вещи и явления с разных сторон. С течением времени каждый человек обретает свою точку зрения на что-либо, вырабатывает свою позицию и своё отношение. Это, конечно же, хорошо, но очень часто приводит к однобокости мышления: человек ищет подтверждение только тому, что соответствует его видению, интересуется только тем, что ему «подходит», окружает себя соответствующими материалами. А любые другие мнения и точки зрения им начинают отвергаться. Действительно творческий человек должен остерегаться этого – ему необходимо иметь разностороннее видение и рассматривать всё с разных позиций, что позволит быть в своём мышлении независимым, нетривиальным и объективным.
3

Острота восприятия/Sensazione

Здесь подразумевается умение человека по-настоящему радоваться жизни и его стремление к этому, а также к тому, чтобы проживать «по полной программе» каждый момент, видеть смысл в мелочах и быть счастливым. Внимательность к мелочам является очень важной для творчества. Многие современные люди разучились (никогда не умели!) чувствовать свою жизнь: дуновение ветерка, аромат цветов, блики солнца на воде, мерцающие звёзды в небе – всё это упускается из виду, люди черствеют и становятся невосприимчивыми ни к чему, кроме сиюминутных дел и повседневных забот. Творческий человек должен совершенствовать своё восприятие и тренировать пять своих основных чувств. Майкл Гелб советует обращаться для этого к искусству, музыке, поэзии, а также время от времени баловать себя хорошим вином и шоколадом.
4

Неопределённость/Sfumato

Как известно, неопределённость часто вызывает страх в человеке. Люди боятся совершать непривычные действия, то, что входит в разрез с их привычками и устоявшимися убеждениями, стремятся избегать необычных ситуаций. Но если человек может быть уверенным в себе даже в непривычных обстоятельствах, это открывает широкие горизонты для творчества. По Майклу Гелбу, огромное и положительное воздействие на раскрытие творческого потенциала оказывает удивление и новые открытия, узнавание того, чего человек не знал раньше. А если делать только то, что привык, то ни о каких открытиях не может быть и речи. Если вы стремитесь к тому, чтобы стать и быть по-настоящему творческой личностью, вы должны культивировать неопределённый образ себя, но при этом определённо быть уверенными в себе. А стремление к неизвестности и парадоксальности должно стать частью вашей натуры.
5

Воображение и логика/Scienza

Общеизвестный факт – левое полушарие человеческого мозга отвечает за аналитическое мышление, а правое – за креативное. У каждого человека развитие одного всегда преобладает над другим. Однако в современном мире для того чтобы эффективно генерировать новые неординарные идеи человек должен стараться развивать оба полушария, т.е. целенаправленно развивать логическое и творческое мышление. Майкл Гелб считает, что этому в наибольшей степени способствует рисование. Возьмите лист бумаги и карандаш и попробуйте оформить свои мысли в изображения. Что у вас получается? Какие ассоциации у вас возникают? Попробуйте убрать что-то или, наоборот, добавить. Можно ли как-то это применить в своей жизни? Задумайтесь над этим, придумывайте новые идеи и анализируйте их. Это поможет вам развить свой мозг как можно лучше.
6

Сбалансированность тела и разума/Corporalita

Далеко не каждый человек знает, что Леонардо да Винчи, кроме всего прочего, был прекрасно развит физически. Он даже считался одним из наиболее сильных во всей Флоренции людей, а также был отличным наездником и превосходно фехтовал. Майкл Гелб уверен, что творческая активность представляет собой особый род интеллектуальных упражнений, требующих наличия немалых энергетических ресурсов. Человек, слабый физически, по его мнению, никогда не сможет повысить свой творческий потенциал до должного уровня. И поэтому одной из неотъемлемых составляющих творческой деятельности, а также жизни творческого человека являются физические упражнения и занятия спортом и, естественно, поддержание себя в хорошей форме. Леонардо да Винчи, кстати говоря, в одинаковой степени хорошо владел обеими руками.
7

Диаграмма связей/Connessione

Диаграмму связей также можно назвать диаграммой мыслей или схематическим изображением системного мышления. Майкл Гелб придерживается мнения, что эта диаграмма очень важна для способности генерировать новые идеи, т.к. наглядно отображает безграничность возможностей человеческого мозга. В большинстве случаев она представляет собой особую древовидную схему, где в центре находится главное понятие, а отходящие в разные стороны «ветви» — вызываемые им ассоциации. Использовать диаграмму связей в творческой деятельности очень эффективно. Об этом говорит хотя бы то, что она практически всегда применяется на мозговых штурмах, для стратегического планирования и в разного рода тренингах.
Вопреки широко распространённому мнению о том, что творческое мышление является даром и недоступно тем, кто этого дара не имеет, это отнюдь не так. Человек может совершить открытие или изобрести что-то, ничего для этого не делая, только в очень редких случаях. Вспомните хотя бы, как создавалась таблица Менделеева. Для того чтобы ваш творческий потенциал развивался, вы должны намеренно его развивать. Майкл Гелб говорит, что не нужно «придумывать колесо», а достаточно лишь «крутануть» его посильнее, тем самым дав своим идеям жизнь и развитие. Применяйте на практике 7 творческих принципов Леонардо да Винчи и скорее всего вы и сами сможете стать «универсальным человеком».

среда, 15 июля 2020 г.

Пирамида Франклина

Как правило, ни один семинар по тайм-менеджменту не обходится без краткого описания одной из самых известных, старых и действенных техник управления временем – пирамиды Франклина (в английском иногда употребляется форма «productivity pyramid»). Отсылки к данной методике и использование отдельных ее постулатов можно найти у многих успешных бизнес тренеров – Стивена Кови, Кена Крога, Джоэла Уэлдона, Дениса Уэйтли. Она снискала популярность и у многих западных директоров, управляющих, менеджеров разных звеньев.
Но пирамида Франклина – нечто более универсальное, чем управление временем. Это комплексная система постановки и достижения целей, которая рассчитана на всю жизнь. Отличие пирамиды Франклина от других методик в том, что она планирует не только время, но и занятость, пути достижения глобальной цели. Эта техника «направлена в будущее» – на выявление того, что должно быть сделано, а не на пересмотр текущей деятельности с целью более эффективной ее организации.
Бенджамин Франклин
Бенджамин Франклин (1706-1790) – политик, дипломат, ученый, изобретатель, журналист, бизнесмен, один из отцов-основателей США и авторов Конституции. Первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук. Был очень влиятельным политиком, несмотря на то, что никогда не был президентом США. Его биограф по этому поводу даже пошутил однажды: «Бенджамин Франклин – единственный президент Соединенных Штатов Америки, который им никогда не был». Портрет Франклина видел каждый, кто хоть раз держал в руках 100-долларовую купюру. Именно он автор ставшей крылатой фразы: «Время – деньги».
Бен Франклин был уверен, что контроль над событиями нашей жизни приносит человеку душевное спокойствие. Всю свою жизнь он учился, уделял много внимания саморазвитию и образованию.  Его деятельность требовала много времени и ответом на такую потребность стала самостоятельно разработанная система, которой он следовал в течение жизни. Написал он ее в возрасте 20 лет и с тех пор неустанно следовал ее принципам, несмотря на возникающие обстоятельства.
Насколько пирамида Франклина действенна? Об этом мы можем судить хотя бы на примере его жизни. 15-ый из 17-ти детей в семье, сын обычного мыловара, окончивший несколько классов сельской школы и работающий с 10-ти лет, Б. Франклин благодаря трудолюбию добился признания одновременно в нескольких областях и навсегда вписал свое имя в историю человечества. Дейл Карнеги однажды сказал: «Если вы хотите получить превосходные советы о том, как обращаться с людьми, управлять самим собой и совершенствовать свои личные качества, прочтите автобиографию Бенджамина Франклина – одну из самых увлекательных историй жизни».
Пирамида Франклина. Любители различных статистических исследований на Западе выяснили, что лишь 1% людей могут точно сказать, чего они хотят добиться в жизни. Б. Франклин знал это наверняка – его выдавала работоспособность и целеустремленность. Еще в юности он составил план и старался его выполнять. Суть заключалась в следующем: глобальная задача разбивалась на более мелкие, а те, в свою очередь, на подзадачи. Это идея пирамиды Франклина.
Жизненные ценности
Жизненные ценности – это тот фундамент, на котором каждый строит свою жизнь. Их принадлежность к духовному приводит к тому, что в современном мире много людей не оказывают выявлению ценностей должного внимания. Материальное преобладает, все хотят зарабатывать много денег, ездить на дорогих машинах, но не могут дать полный ответ на вопрос, сколько конкретно денег им нужно. Такое отношение не является плохим, оно, скорее, неправильное. Будьте искренни с собой. Обеспеченность и деньги – нормальная ценность; если это принесет вам удовлетворение, то почему бы не посвятить этому свою жизнь? Ради этого, возможно, придется пожертвовать, другими ценностями, так что важно быть уверенным в своем выборе. И это касается не только приведенного примера, но и других смыслов жизни – желания приносить людям пользу, иметь власть, быть знаменитым, посвятить себя семье. Можно выбрать несколько областей, главное – это должно быть то, чем вы реально хотите заниматься и чему готовы посвятить жизнь, то, что сделает вас счастливым и поможет реализоваться.
Б. Франклин описывает свои жизненные ценности и план по их достижению в автобиографии. Для него ценностями были те простые истины, которые он узнал от квакеров в юности. На основе их культивирования он строил свою карьеру и старался всегда придерживаться провозглашенных принципов (по сведениям современников с порядком это не всегда получалось):
Воздержание. Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
Молчание. Говорить только то, что принесет пользу мне или другим людям, избегать пустых разговоров.
Порядок.  Каждая вещь имеет свое место, а каждое дело – свое время.
Решительность. Решаться делать то, что должно быть сделано; неукоснительно выполнять то, что решено.
Бережливость. Деньги тратить только на то, что приносит благо мне или другим; ничего не расточать.
Трудолюбие. Не терять времени; быть всегда занятым чем-либо полезным, избегать ненужных действий.
Искренность. Не использовать вредный обман; думать честно и справедливо, этого же правила придерживаться в разговоре.
Справедливость. Не причинять никому вреда; не поступать несправедливо и не избегать добрых дел.
Умеренность. Избегать крайностей; терпимо относиться к оскорблениям.
Чистота. Соблюдать телесную чистоту, опрятность в одежде и в жилище.
Спокойствие. Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
Целомудрие. Быть целомудренным в мыслях, управлять своими инстинктами.
Скромность. Подражать Иисусу и Сократу.
Эти ценности более абстрактны, чем власть или известность, которые приводят в качестве примера современные практикующие технику пирамиды Франклина. Но это не главное. Главное, чтоб они не шли вразрез с глобальной целью. Если человек тщеславен и честолюбив, он не сможет долго работать на командный результат. Или сможет, но не будет счастлив. Поэтому еще раз повторим – определяйте свои ценности осторожно и взвешенно.
Глобальная цель
Глобальная цель это следующий блок пирамиды Франклина. Он расположен и держится на основе определенных ранее жизненных ценностей и представляет собой максимально желаемый результат, цель всей жизни. Если первая ступень это смысл, который проявляется в ответе на вопрос: ради чего я живу; то глобальная цель должна давать понимание того, когда этот смысл  будет достигнут.
Объясним на примере. Для профессионального футболиста, выбравшего смыслом жизни реализацию на спортивном поприще и достижение всемирной известности и легендарной славы, глобальная цель – победа в Лиге Чемпионов и на Чемпионате Мира. Для человека желающего приобрести власть в качестве политика, глобальной целью будет победа на выборах президента или назначение на должность премьер-министра.
Генеральный план
Генеральный план – пошаговая инструкция, план того, как будет достигнута глобальная цель. На данной ступени пирамиды Франклина он большой и обобщенный. В случае с футболистом, чтобы попасть в сильную команду и быть вызванным в сборную, ему нужно добиться успеха сначала с молодежным составом. К примеру, выиграть трофей во второй лиге, пройти квалификационный раунд и т. д. На пути к креслу президента или премьера, нужно приобрести необходимый опыт в управлении, администрировании – окончить профильный вуз, быть избранным мэром, губернатором, депутатом, возглавить партию.
Долгосрочный план
Долгосрочный план – планирование 3-5 последующих лет для достижения конкретных целей. Он должен соответствовать одному из пунктов генерального плана, приближая таким образом глобальную цель. Для честолюбивого политика, желающего стать премьер-министром, важно получить необходимое высшее образование, например, в сфере управления или политологии. Хороший вуз даст и знания, и знакомство с нужными людьми. Для футболиста долгосрочный план может заключаться в переходе в академию более известного тренера с целью прогресса под его руководством и победы в молодежных состязаниях, с дальнейшим подписанием контракта с профессиональны клубом.
Краткосрочный план
План на несколько недель или месяцев. Это в свою очередь часть достижения пункта долгосрочного плана. Он достаточно конкретен. Так, чтобы поступить в хороший вуз с дальнейшим прицелом на политическую карьеру, нужно некоторое время уделить подготовке к тестированию, сдаче экзаменов по профильным предметам. Молодому футболисту, желающему перейти на обучение к более опытному тренеру, нужно поработать над выносливостью и реализацией моментов. Это краткосрочный план.
План на день (неделю)
Вершина пирамиды Франклина. На нашем сайте мы публиковали урок о том, как правильно составить план на день. В случае с пирамидой план на день это самая мелкая единица в достижении глобальной цели, которая на шаг приближает к ней. В контексте выбранных примеров это может быть тренировка ударов с обеих ног, с разных дистанций и разных участков поля для футболиста. Для политика это, к примеру, прочтение перед экзаменом по теории государства и права «Государя» Н. Макиавелли.
Для многих пирамида Франклина покажется непосильным заданием, поскольку требует планирования фактически всей жизни. Это невозможно, это скучно, это убивает неожиданность. Но это не так. Все мы в своей жизни преследуем какую-то цель, а в выборе средств нас никто не ограничивает. Пирамида Франклина это, по сути, лишь более конкретное представление о достижении этой цели.   


пятница, 1 ноября 2019 г.

Склонность к подтверждению

Склонность к подтверждению – это когнитивное искажение, когда человек воспринимает, интерпретирует и запоминает информацию, подтверждающую исключительно его убеждения. Подобная тенденция широко распространена во многих сферах жизни, оказывает влияние на то, как люди принимают решения и формируют свои убеждения. Она даже способствует развитию различных проблемных моделей мышления. Например, когда в диалоге наш собеседник отказывается нас слушать и игнорирует факты, противоречащие его точке зрения.
Существует четыре основных области восприятия, где склонность к подтверждению влияет на людей:
  • Предвзятый поиск. Поиск информации, которая подкрепляет прежнее мнение, и игнорирование информации, ей противоречащей.
  • Предвзятое одобрение. Склонность придавать больший вес сведеньям, поддерживающим убеждения.
  • Предвзятая интерпретация. Мы интерпретируем информацию тем способом, который подтверждает нашу точку зрения.
  • Предвзятый отклик. Мы запоминаем то, что поддерживает наши убеждения, и забываем то, что им противоречит.
Приведем несколько примеров данного эффекта:
  • Политика. Человек, обычно, предпочитает тратить больше времени на просмотр новостей, которые поддерживают его политическую позицию, игнорируя противоположную ей
  • Наука. Склонность к подтверждению влияет на проведение научных исследований. Ученые часто демонстрируют предвзятость при проведении исследований, когда выборочно анализируют данные таким образом, который позволяет им подтвердить свои гипотезы
  • Убеждения. Эффект влияет на то, как люди оценивают свои псевдонаучные убеждения. Например, человек, верящий в лженаучные теории, склонен к отрицанию опровержений этих теорий
  • Инвестирование. Например, решения инвесторов, основанные на сведеньях, подкрепляющих их знания в отношении стоимости определенных акций
  • Медицина. Врачи нередко выборочно ищут информацию, которая позволит им подтвердить свой первоначальный диагноз, игнорируя при этом признаки того, что этот диагноз может быть неверным
В целом, этот эффект влияет на людей по-разному и во многих сферах жизни. Разнообразные примеры демонстрируют, насколько распространено это когнитивное искажение и что оно может повлиять на любого.
Почему мы испытываем склонность к подтверждению
Существуют два основных когнитивных механизма, которые используются для объяснения того, почему люди испытывают склонность к подтверждению:
  • Избегание проблем – человек не хочет знать, что он не прав.
  • Поиск подкрепления – человек хочет знать, что он прав.
Оба эти фактора связаны с желанием свести к минимуму наш когнитивный диссонанс – психологический стресс, возникающий, когда мы придерживаемся двух или более противоречивых убеждений одновременно. Например, избегание проблем помогает справиться с когнитивным диссонансом, игнорируя сведения, не совпадающие с нашими убеждениями.
С другой стороны, поиск подкрепления побуждает нас найти поддержку своей первоначальной позиции, при столкновении с противоречиями. По сути, пытаясь дать объяснение каким-либо явлениям, мы стремимся сосредоточиться только на одной гипотезе, и игнорируем любые альтернативные суждения. Это приводит к попытке просто доказать, что первоначальная мысль верна, вместо того чтобы фактически проверить.
Например, врач, который ставит первоначальный диагноз пациенту, в попытке доказать, что он прав, отметает другие варианты как бессмысленные. Вот почему мы испытываем немотивированную склонность к подтверждению в ситуациях, когда нет эмоциональной причины отдавать предпочтение определенным предположениям.
Однако это контрастирует с мотивированной склонностью к подтверждению – когда мы подвергаемся воздействию этого эффекта под влиянием эмоционального восприятия. Наш мозг подавляет нервную деятельность в областях, связанных с чувственной регуляцией и эмоционально нейтральными рассуждениями, что приводит к обработке информации с основой на чувства, а не на логику.
Как уменьшить предвзятость подтверждения
Приведем примеры нескольких методов, которые можно использовать, чтобы уменьшить действие данного эффекта у окружающих:
  • Стимулируйте людей избегать формирований предположений слишком рано. Поощряйте попытки обрабатывать как можно больше сведений, прежде чем формулировать первую мысль.
  • Намекайте на различные причины того, почему мысль собеседника может быть неверной или почему альтернативные гипотезы могут быть верными. По сути, подобная просьба настраивает человека более охотно усваивать противоречащую его точке зрения информацию.
  • Поощряйте собеседника быть активным участником процесса рассуждений и полагаться на сознательную и эмоционально нейтральную обработку информации, а не на интуицию.
Но как же уменьшить собственную склонность к подтверждению? Здесь способы очень схожи с методами, описываемыми выше. Первый и самый важный шаг к преодолению собственной предвзятости подтверждения состоит в осознании своего процесса рассуждения.
Рассуждая, нужно постоянно спрашивать себя: «Не искажаю ли я восприятие сведений, пытаясь подтвердить свои убеждения?» Следует избегать преждевременной формулировки предположений и заставлять себя искать причины, по которым ваша первоначальная гипотеза может быть неверной.
Подобная работа над собой, помимо помощи в преодолении предвзятости подтверждения, имеет еще одно важное дополнительное преимущество: вы лучше начинаете понимать противоположную точку зрения. А это в свою очередь имеет решающее значение для способности отстаивать свою собственную позицию и конструктивно общаться на различные темы с окружающими, что в наше время – достаточно большая редкость.

понедельник, 14 октября 2019 г.

Кривая забывания

Во второй половине 19 века жил учёный по имени Герман Эббингауз. Он посвятил жизнь изучению того, как работает память, и в ходе своих исследований выявил основные принципы её работы. Один из этих принципов назвали кривой забывания. О ней мы и расскажем ниже.
Как проходили эксперименты Эббингауза
Учёный проводил опыты с 1879 по 1880 и с 1883 по 1884 год. Сначала испытуемые заучивали бессмысленные слоги из 3 букв — с гласной в середине и согласными по бокам («нар», «рет», «гук» и т.д). При создании этих слогов Эббингауз руководствовался соображением, что они не должны напоминать какие-либо уже существующие слова и вызывать с ними ассоциации.
Когда запас слогов исчерпывался, учёный перемешивал их, и подопытные начинали всё заново. Ряд считался выученным, когда человек мог произнести его без запинки. Опыты проводились всегда в одно и то же время, чтобы предотвратить возможное влияние непредвиденных факторов.
Эббингауз старался проследить взаимосвязь памяти с:
  1. Объёмом заучиваемого материала (сколько слогов может вместить в себя человеческий мозг).
    2. Числом повторений (сколько нужно сделать повторений для максимально крепкого запоминания).
    3. Промежутками времени между повторениями (как часто надо повторять материал).
    4. Способом построения слогов в ряды (каким образом лучше всего расположить информацию для заучивания).
Опыты выполнялись по одной схеме. Эббингауз изменял один из факторов, например, количество слогов, и смотрел, как тот влияет на остальные.
6 главных результатов
В ходе экспериментов учёный получил следующие результаты:
  1. Сначала забывание идёт очень быстро. Потом замедляется. Этот принцип получил название «кривой забывания».
  2. Количество информации влияет на объём работы для её запоминания не прямо пропорционально. То есть выучить две главы из «Евгения Онегина» будет не в 2 раза труднее, чем одну главу, а в несколько раз.
  3. Осмысленная информация запоминается быстрее в 9 раз. Вы скорее запомните главу из Конституции РФ, чем буквенную абракадабру.
  4. Чем больше повторений, тем меньше от них эффекта. 50 повторений не будут эффективнее, чем 25.
  5. Лучше всего запоминается информация в начале и в конце отрывка. Чтобы удостовериться в этом, проведите опыт: возьмите список из 10-15 слов, например, «ракета», «дерево», «дом», «яблоко», «граната», «груша», «гранат», «скамья», «доска», «власть», «подушка», «наушники». Заучите их и через некоторое время воспроизведите вслух. Скорее всего, первыми придут на ум «наушники» и «ракета».
  6. Если человек думает, что информация ему пригодится (к примеру, на работе), то запоминает её быстрее.
Также Эббингауз установил, что уже через час наш мозг забывает 60% информации. Через 10 часов — ещё 5%. Через шесть дней — ещё 15%. Далее процесс замедляется. В памяти остаётся одинаковый объём информации — 20%, причем как через неделю, так и через месяц.
Мы дали вам теорию. Теперь давайте рассмотрим, как применять эти принципы на практике.
Лучшие режимы повторения
Доктор педагогических наук В. Ю. Васильев в своей книге «Суперпамять для всех» даёт два режима запоминания. Первый режим пригодится, если у вас есть всего 2 дня, чтобы запомнить материал. Второй — если время заучивания не ограничено.
Двухдневный режим повторения:
  • 1-е повторение — сразу после того, как вы закончили читать;
  • 2-е повторение — через 20 минут после первого;
  • 3-е повторение — через 8-10 часов после второго;
  • 4-е повторение — через сутки после третьего.
Долгосрочный режим повторения:
  • 1-е повторение — после того, как вы закончили чтение;
  • 2-е повторение — через полчаса после первого;
  • 3-е повторение — через 24 часа после второго;
  • 4-е повторение — через 3 недели после третьего;
  • 5-е повторение — через полгода после четвёртого.
Этот режим хорошо подойдёт для расширения словарного запаса. Составьте список из 10-15 слов. Запишите эти слова в тетрадь и поставьте даты, когда их нужно будет повторять. Периодически заглядывайте в тетрадь, чтобы не пропустить очередное повторение.
А еще есть режим запоминания для тех, кто хочет запомнить информацию навсегда. Его предложили американские учёные Хью Томпсон и Боб Салливан в книге «Эффект плато». Выглядит он так.
  • 1-е повторение — через 5 секунд после прочтения материала;
  • 2-е повторение — через 25 секунд после первого;
  • 3-е повторение — через 2-3 минуты.;
  • 4-е повторение — ещё через 10 минут;
  • 5-е повторение — через 1 час;
  • 6-е повторение — через 5 часов;
  • 7-е повторение — через сутки;
  • 8-е повторение — через 5 дней;
  • 9-е повторение — через 25 дней;
  • 10-е повторение — через 4 месяца.;
  • 11-е повторение — через 2 года.