среда, 13 января 2016 г.

Что не так с целями для сотрудников?

Лучше автора, пожалуй, и не скажешь: «8 из 10 руководителей не умеют ставить цели. Более того, от достижения того, что они называют целью, не меняется ровным счётом ничего». Как ставить цели верно и зачем это эйчарам, рассказывает Ирина Хоменко.
Ирина Хоменко, HR‑бизнес‑партнёр IT‑проектов, ведущая мастер‑классов по карьере и личной эффективности. 
Интересы: рекрутинг, поиск талантов, создание сильных команд и управление с помощью обратной связи. 
"Своё профессиональное предназначение вижу в том, чтобы раскрыть сильные стороны сотрудников. 
Готовы ли вы, дорогие коллеги, из «поддерживающей функции» превратиться в партнёра для бизнеса? Тем, без кого не проходит ни одно ключевое совещание, чьё мнение так хотят узнать. В числе важнейшего, что для этого нужно — разобраться, как в вашей компании ставятся цели, именно тут очень ценен ваш взгляд со стороны.
И как раз начало года — удачное время, чтобы задать чёткие ориентиры, сфокусировать внимание на важном, выяснить, куда мы хотим прийти. Однако тема целей хотя и растиражирована, но далеко не так проста. 8 из 10 руководителей не умеют ставить цели. Более того, от достижения того, что они называют целью, не меняется ровным счётом ничего.

Зачем?

Разберёмся, зачем вообще нужны цели, как их правильно ставить… и есть ли тут какой-то «секретный секрет»?
Например, перед сотрудником поставлена цель: переделать сайт, и теперь нужно оценить результат его работы. Формально — работа выполнена. Но стал ли сайт проще для клиента? Проводят ли на нём больше времени? Уменьшилось ли число шагов до момента совершения покупки?
Нет, всё это неважно, если «цель» — просто «переделать».
Неправильно ставя цели, компания обрекает себя на риски:
  1. Ключевые сотрудники увольняются, причину ухода объясняют «более интересными задачами» и тем, что «куда-то пропала идея».
  2. Сложно оценить результат работы. Точнее так: цифры говорят, что всё хорошо. При этом клиенты недовольны и всё чаще выбирают конкурентов; между отделами не стихают междоусобные войны; командообразующие встречи есть, но сплочения нет.
  3. Действий и активности много, а результата — нет. Такое ощущение, что многое можно было и не делать. Это, в свою очередь, сильно демотивирует команду.
  4. Постоянные разговоры о том, что невозможно что-то сделать.
  5. После совещаний остаётся ощущение недосказанности. Два часа разговоров и споров, а итог неясен.
А при чём же тут эйчар? Ведь наша задача — быть поддержкой, создавать продуктивную атмосферу, вовремя набирать сотрудников, разве не так?
Дело в том, что при неправильных целях наша работа становится непрогнозируемой и малоэффективной. Если нет чётких ориентиров, таланты быстро покидают компанию, руководители вечно недовольны работой своих отделов, а показатели компании не так хороши, как когда-то. Работа превращается в бесконечную рутину, бег на месте. Так можно ли это изменить?

Пробежимся по понятиям и ошибкам

Цель — состояние дел во внешней реальности у других людей, отличающееся от состояния дел сейчас. Его можно зафиксировать средствами контроля.
Например: «внедрить систему документооборота» — не цель. А вот сделать так, чтобы полный пакет документов по сделке клиент получил за два клика — вполне себе цель (обозначены внешняя реальность, действия других людей, указан конкретный показатель).
Цели помогают компании реализовать свою миссию.
Миссия компании — достижение предельной цели.
Видение — образ организации в будущем. Видение может включать в себя способ достижения этого результата (образа).
Самая распространённая ошибка при постановке цели — это путать саму цель с её показателем. Например, средний чек, OIBDA, выручка — не могут быть целями сами по себе.
OIBDA (Operating Income Before Depreciation And Amortization) — операционный доход организации до вычета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов. — Ред. HR-Journal
Пример: руководитель ставит цель NPS в процентах. Правильная ли это цель?
Нет, это показатель цели. Что изменится у клиента во внешнем мире? Он получит товар или услугу лучшего качества? Более низкую цену? Потрясающий сервис? Его обслужат так, что захочется рассказать друзьям?
NPS (Net Promoter Score) — индекс лояльности клиента к товару или компании. Позволяет оценить готовность потребителя к повторным покупкам. — Ред. HR-Journal

Как верно сформулировать цель?

  1. Исследовать, что происходит во внешнем мире сейчас. (Клиент делает заказ на сайте.)
  2. Как можно подтвердить это действие? (Видеозапись, фото, отчёт, веб-аналитика и др.)
  3. Что из происходящего сейчас можно улучшить? (Например, чтобы заказ можно было сделать за три шага вместо десяти.)
  4. Обозначить, что именно во внешнем мире мы будем изменять. Как это сочетается с нашей миссией и видением? Например, время заказа (прохода по всем шагам) теперь составляет всего пять секунд. 
Интересно, что такой подход в несколько раз (иногда до 20 раз!) сокращает число задач — тех, которые на самом деле ничего не меняют. В результате ваша команда совершает только целевые действия, самомотивируется (ведь результат — одно из самых сильных вдохновений) и достигает успеха.
И многие HR-процессы становятся проще. Рекрутмент: вы можете чётко рассказать о целях и о том, как будете оценивать результат. Адаптация: новичку проще ориентироваться в новой обстановке. Развитие: тренинги и семинары теперь проводятся не «чтобы было», а с прицелом на дальнейшие изменения. Оценка: достиг сотрудник цели или нет, какой подход при этом использовал. Продвижение: как работник справился с нынешними проектами.

Работа с возражениями

С какими основными возражениями вы можете столкнуться, если попробуете «перезагрузить» цели?
  1. «Это всё здорово, но мне некогда планировать/наблюдать/исследовать. Я уже всё придумал, попробуем в следующий раз».Ответ на это возражение прост — напомните известный анекдот: «что тут думать, прыгать надо».
  2. «Все и так знают свои цели». Нет, не знают. Если собрать отдел, раздать листы бумаги и попросить их написать свои цели — узнаете много интересного.
  3. «Ситуация в стране меняется, мы должны быть гибкими». Между гибкостью и непониманием, куда мы идём, — большая разница. Почему Google, Facebook, Apple настолько привлекательны? Только ли в красивых офисах, крутых компенсационных пакетах или индивидуальном графике дело? Или для людей важно быть причастным к чему-то великому? Видеть, как твоя работа делает жизнь людей проще, красивее, удобнее?
Опробуйте этот способ работы с целями".

Комментариев нет:

Отправить комментарий