среда, 13 января 2016 г.

Что не так с целями для сотрудников?

Лучше автора, пожалуй, и не скажешь: «8 из 10 руководителей не умеют ставить цели. Более того, от достижения того, что они называют целью, не меняется ровным счётом ничего». Как ставить цели верно и зачем это эйчарам, рассказывает Ирина Хоменко.
Ирина Хоменко, HR‑бизнес‑партнёр IT‑проектов, ведущая мастер‑классов по карьере и личной эффективности. 
Интересы: рекрутинг, поиск талантов, создание сильных команд и управление с помощью обратной связи. 
"Своё профессиональное предназначение вижу в том, чтобы раскрыть сильные стороны сотрудников. 
Готовы ли вы, дорогие коллеги, из «поддерживающей функции» превратиться в партнёра для бизнеса? Тем, без кого не проходит ни одно ключевое совещание, чьё мнение так хотят узнать. В числе важнейшего, что для этого нужно — разобраться, как в вашей компании ставятся цели, именно тут очень ценен ваш взгляд со стороны.
И как раз начало года — удачное время, чтобы задать чёткие ориентиры, сфокусировать внимание на важном, выяснить, куда мы хотим прийти. Однако тема целей хотя и растиражирована, но далеко не так проста. 8 из 10 руководителей не умеют ставить цели. Более того, от достижения того, что они называют целью, не меняется ровным счётом ничего.

Зачем?

Разберёмся, зачем вообще нужны цели, как их правильно ставить… и есть ли тут какой-то «секретный секрет»?
Например, перед сотрудником поставлена цель: переделать сайт, и теперь нужно оценить результат его работы. Формально — работа выполнена. Но стал ли сайт проще для клиента? Проводят ли на нём больше времени? Уменьшилось ли число шагов до момента совершения покупки?
Нет, всё это неважно, если «цель» — просто «переделать».
Неправильно ставя цели, компания обрекает себя на риски:
  1. Ключевые сотрудники увольняются, причину ухода объясняют «более интересными задачами» и тем, что «куда-то пропала идея».
  2. Сложно оценить результат работы. Точнее так: цифры говорят, что всё хорошо. При этом клиенты недовольны и всё чаще выбирают конкурентов; между отделами не стихают междоусобные войны; командообразующие встречи есть, но сплочения нет.
  3. Действий и активности много, а результата — нет. Такое ощущение, что многое можно было и не делать. Это, в свою очередь, сильно демотивирует команду.
  4. Постоянные разговоры о том, что невозможно что-то сделать.
  5. После совещаний остаётся ощущение недосказанности. Два часа разговоров и споров, а итог неясен.
А при чём же тут эйчар? Ведь наша задача — быть поддержкой, создавать продуктивную атмосферу, вовремя набирать сотрудников, разве не так?
Дело в том, что при неправильных целях наша работа становится непрогнозируемой и малоэффективной. Если нет чётких ориентиров, таланты быстро покидают компанию, руководители вечно недовольны работой своих отделов, а показатели компании не так хороши, как когда-то. Работа превращается в бесконечную рутину, бег на месте. Так можно ли это изменить?

Пробежимся по понятиям и ошибкам

Цель — состояние дел во внешней реальности у других людей, отличающееся от состояния дел сейчас. Его можно зафиксировать средствами контроля.
Например: «внедрить систему документооборота» — не цель. А вот сделать так, чтобы полный пакет документов по сделке клиент получил за два клика — вполне себе цель (обозначены внешняя реальность, действия других людей, указан конкретный показатель).
Цели помогают компании реализовать свою миссию.
Миссия компании — достижение предельной цели.
Видение — образ организации в будущем. Видение может включать в себя способ достижения этого результата (образа).
Самая распространённая ошибка при постановке цели — это путать саму цель с её показателем. Например, средний чек, OIBDA, выручка — не могут быть целями сами по себе.
OIBDA (Operating Income Before Depreciation And Amortization) — операционный доход организации до вычета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов. — Ред. HR-Journal
Пример: руководитель ставит цель NPS в процентах. Правильная ли это цель?
Нет, это показатель цели. Что изменится у клиента во внешнем мире? Он получит товар или услугу лучшего качества? Более низкую цену? Потрясающий сервис? Его обслужат так, что захочется рассказать друзьям?
NPS (Net Promoter Score) — индекс лояльности клиента к товару или компании. Позволяет оценить готовность потребителя к повторным покупкам. — Ред. HR-Journal

Как верно сформулировать цель?

  1. Исследовать, что происходит во внешнем мире сейчас. (Клиент делает заказ на сайте.)
  2. Как можно подтвердить это действие? (Видеозапись, фото, отчёт, веб-аналитика и др.)
  3. Что из происходящего сейчас можно улучшить? (Например, чтобы заказ можно было сделать за три шага вместо десяти.)
  4. Обозначить, что именно во внешнем мире мы будем изменять. Как это сочетается с нашей миссией и видением? Например, время заказа (прохода по всем шагам) теперь составляет всего пять секунд. 
Интересно, что такой подход в несколько раз (иногда до 20 раз!) сокращает число задач — тех, которые на самом деле ничего не меняют. В результате ваша команда совершает только целевые действия, самомотивируется (ведь результат — одно из самых сильных вдохновений) и достигает успеха.
И многие HR-процессы становятся проще. Рекрутмент: вы можете чётко рассказать о целях и о том, как будете оценивать результат. Адаптация: новичку проще ориентироваться в новой обстановке. Развитие: тренинги и семинары теперь проводятся не «чтобы было», а с прицелом на дальнейшие изменения. Оценка: достиг сотрудник цели или нет, какой подход при этом использовал. Продвижение: как работник справился с нынешними проектами.

Работа с возражениями

С какими основными возражениями вы можете столкнуться, если попробуете «перезагрузить» цели?
  1. «Это всё здорово, но мне некогда планировать/наблюдать/исследовать. Я уже всё придумал, попробуем в следующий раз».Ответ на это возражение прост — напомните известный анекдот: «что тут думать, прыгать надо».
  2. «Все и так знают свои цели». Нет, не знают. Если собрать отдел, раздать листы бумаги и попросить их написать свои цели — узнаете много интересного.
  3. «Ситуация в стране меняется, мы должны быть гибкими». Между гибкостью и непониманием, куда мы идём, — большая разница. Почему Google, Facebook, Apple настолько привлекательны? Только ли в красивых офисах, крутых компенсационных пакетах или индивидуальном графике дело? Или для людей важно быть причастным к чему-то великому? Видеть, как твоя работа делает жизнь людей проще, красивее, удобнее?
Опробуйте этот способ работы с целями".

суббота, 9 января 2016 г.

Список примеров когнитивных искажений


В лабораторных наблюдениях за птицами исследователи один раз заметили, как некоторые подопытные совершают непонятные действия, например, настойчиво стучат клювом по стенкам клетки или по полу, топчут ногой и т. д. И каждый раз оказывается, что это, так сказать, неправильно понятый условный рефлекс. То есть однажды птица случайно ударила клювом в пол, и в этот момент в клетку подали корм; животное расценило эти два события как связанные и принялось стучать клювом в пол каждый раз, когда хотело есть. В действительности два этих действия – появление корма и постукивание клювом – никак не были связаны.
Это пример когнитивных искажений, имеющих место в животном мире. Видимо, в дикой природе животные постоянно впадают в такие заблуждения, которые иногда могут стоить им жизни. У человека, стало быть, когнитивные искажения не являются чем-то уникальным (и уж тем более не следствием его «испорченной природы»), а представляют собой обыкновенный и даже неизбежный результат мыслительной деятельности.

Иллюзия корреляции
Когнитивных искажений насчитывается великое множество, и описанный выше пример – одно из самых распространённых (ведь ему подвержены даже «братья наши меньшие»!). Это иллюзия корреляции – то есть привычка видеть взаимосвязь в следующих друг за другом событиях, хотя в реальности этой связи нет. Можно сказать, что мозг автоматически фиксирует череду событий и присваивает им статус взаимосвязанных, и чисто автоматически человек в дальнейшем воспроизводит эти действия, надеясь получить тот же результат. Таким образом сформировались приметы, ритуалы, верования и в конечном итоге – все «мировые религии». Избавиться от этой иллюзии можно лишь с помощью умения анализировать происходящее. Теоретически это свойство мышления в полной мере доступно только человеку, однако в действительности пользуются им далеко не все.
Но следствием этого искажения являются не только религии и суеверия в привычном смысле слова. В повседневной жизни, выборе профессии, учёбе и работе многие действуют именно по этому принципу. Например, кто-то заметил, как его сосед устроился работать рекламным агентом и через несколько месяцев стал миллионером (ну или просто очень обеспеченным). Он «на автомате» связал эти два события и также устроился в рекламное агентство, но «обещанных» миллионов не заработал. В своё время в нашем обществе сложился список «хлебных» и «денежных» профессий: в начале 90-х это были бухгалтер, «бизнесмен» (весьма расплывчатое понятие), позже – менеджер (всё равно какой – по торговле, рекламе, производству…), агент по недвижимости, чиновник, поп-звезда, даже программист. Тысячам людей кажется, что принадлежность к этим профессиям сама по себе принесёт благосостояние и положение в обществе, но на самом деле работа рекламным агентом и получение большого дохода – события, не связанные между собой напрямую. Однако многие тихие-скромные бухгалтеры и торгующие китайской одеждой на рынке программисты по-прежнему уверены, что их образование «хлебное», а свои неудачи объясняют сторонними причинами.

Иллюзия контроля
Это ещё одно когнитивное искажение, выражающееся в том, что люди убеждены, что как-то влияют на некоторый процесс, хотя этого влияния на самом деле нет. Данное явление было исследовано в одном эксперименте. Двум группам людей предложили купить лотерейные билеты; при этом первой группе позволили самостоятельно выбрать билет, а вторым не позволили. Затем им предложили обменять купленные билеты на другие, из другой лотереи, в которой было больше шансов на выигрыш. И люди из первой группы отказывались менять, поскольку были уверены, что их билеты точно выиграют – ведь они сами выбирали!
Причин этого эффекта может быть несколько. Может быть, всё дело в эгоцентризме: мы, опять-таки автоматически, ставим себя в центр происходящих событий. А возможно, свою роль играет и иллюзия корреляции: когда-то выбранный нами билет выиграл, вследствие чего возникло представление о связи двух событий. Выяснилось, что вероятность появления иллюзии контроля выше в привычной обстановке, чем в новой. Известно также, что в подавленном настроении человек в меньшей степени подвержен этой иллюзии.
Очевидно, что иллюзии контроля подвержены многие учителя, выпускники которых добились положительных результатов в будущем. «Это мой бывший ученик!». В действительности вклад учителя в его образование может быть минимальным, тем более что хороших результатов добился один из десятков или сотен «бывших учеников» (и даже не всегда тот, которого учитель любил и выделял особо). Успешная карьера «бывшего ученика» на самом деле связана только с его личными способностями и талантом, а также с внешними обстоятельствами (востребованность на рынке труда, экономическая ситуация в стране, уровень коррупции в вузах и на предприятиях и др.). Если способностей нет, то учитель мало что может сделать; если способности есть, то и учитель не нужен или почти не нужен. Чаще всего успешно реализуют себя в будущем те ученики, которые занимаются самостоятельно, а школу посещают «для формальности».

«Каскад доступной информации»
Если повторять что-то долго и упорно, то в конечном итоге это станет правдой. Это утверждение стало уже избитым. Почему убеждённый атеист начинает вдруг верить в бога? Потому что многие окружающие верят в бога, религиозная информация потоком льётся с телеэкранов, вере и религии посвящены книги, песни, фильмы и даже мультфильмы. Таким способом можно убедить кого угодно в чём угодно, чем и пользуется пропаганда. Постоянное повторение какого-то утверждения из разных каналов создаёт впечатление того, что это утверждение доказано и подтверждено, стало общеизвестной истиной.
Данное когнитивное искажение – неизбежный атрибут нынешнего информационного общества. Сведений, утверждений, теорий, фактов стало так много, что мозг индивида не в состоянии отследить все эти элементы построения знания. Поэтому он упрощает себе задачу — моделирует процесс исследования и фиксирует «общепринятые истины» — конечную стадию. Но «исследование» нетрудно сымитировать, и тогда в статус общеизвестной истины попадёт любой «вброс».

Самоисполняющееся пророчество
Это когнитивное искажение более «историчное». Основано оно на вере в пророчества и предсказания, которые часто принимаются на свой счёт. Услышавший пророчество делает всё возможное, чтобы оно сбылось, и бывает, что оно действительно «сбывается».
Так, по легенде, было с Жанной д’Арк. Она будто бы услышала, что Францию погубит женщина, а спасёт девушка. Перед рождением Жанны королева Изабель объявила своего сына незаконнорождённым, чем повлекла потерю политической независимости страны. Узнав об этом, Жанна решила, что первая часть пророчества сбылась, и принялась «исполнять» вторую, так как была девственницей. В результате Франция была спасена.
«Самоисполняющимся пророчествам» посвящены многие мифологические сюжеты. Часто в них герои слышат предсказание и пытаются его предотвратить, однако в конечном итоге становятся виновниками его исполнения. Таков русский Вещий Олег, который услышал, «что примет он смерть от коня своего». Он приказал спрятать коня подальше, потом и вовсе узнал, что он умер, но из черепа животного выползла змея и ужалила его.
Более «психологический» пример – сцена в «Матрице», где Нео приходит к пророчице Пифии. Когда он вошёл в ней на кухню, она попросила его не беспокоиться о вазе. Нео заметался, начал оглядываться и случайно задел вазу, которая от этого разбилась. И тогда Пифия загадочно спросила: «Интересно, разбилась бы ваза, если бы я не сказала про неё?».
Причина действия «самоисполняющегося пророчества» лежит в том, что убеждения влияют на поведение людей, особенно слабовольных и впечатлительных. Фанатичная вера в предсказания, собственную великую миссию и другие химеры толкает их на безумные поступки, масштаб которых может быть огромным.
Феномен Третьего Рейха – это тоже пример такой когнитивной иллюзии. Самые обычные люди, потрясённые поражением Германии в Первой мировой и последующим упадком страны, сошедшие с ума на этой почве, поверили в бредовые рассказы об «арийцах», сверхлюдях и тому подобных вещах; вера в сочинения любителей эзотерики придала им силы и уверенность, заставила их действовать, — и в результате действительно было построено нечто такое, что внешне напоминало великую империю. Сказочных арийцев никогда не существовало (были лишь арьи – древний народ индоарийской группы, не сильно развитый в материальном и духовном плане), но в ХХ веке они появились и едва не установили господство над планетой. Появились после многих лет «пророчеств» о них.

Автор: Сергей Семёнов

четверг, 31 декабря 2015 г.

Искать смысл в том, что мы делаем

Психоаналитик и коуч Софи Петерс рассказывает о том, как проживать свою профессиональную жизнь в ситуации кризиса.

Когда мы ежедневно делаем то, что нам кажется бессмысленным; когда думаем, что нашему положению на работе что-то угрожает; когда нам не хватает ресурсов, энергии работать качественно, мы чувствуем себя бессильными. Работа утрачивает свою значимость для нас, и мы становимся очень уязвимыми. 
Несмотря на трудные условия, в которых приходится работать многим из нас, некоторым по-прежнему удается находить в своей деятельности смысл, у большинства же это не получается. Вопрос смысла – основополагающий, ясный ответ на него позволяет жить в гармонии с собой и чувствовать удовлетворенность жизнью в любые времена. Вот почему так важно понимать, для чего мы работаем. Ради самой работы? Или вознаграждения за нее – де-нежного или символического? Ради связей с другими людьми? Ради вклада в общество? Карьеры? 
На протяжении жизни этот смысл меняется в соответствии с нашей системой приоритетов, ценностей, представлений, мотиваций и потребностей. Работать – значит еще и иметь свободное время для того, чтобы думать. Однако во многих компаниях, на многих предприятиях сегодня обстоятельства как раз не позволяют думать, а значит, и осмыслять свою роль. Ставя перед сотрудниками все больше задач, смысл которых невнятен, в ситуации жесткой экономии, руководители ждут от подчиненных работы исключительно в режиме производительности. А как же производство смысла? В этом отношении тем, кто так работает, приходится рассчитывать только на себя. 
Во-первых, развивать личную эффективность. То есть качественно выполнять все, что мы делаем на работе, видеть связь между своими усилиями и результатом. Даже в неблагоприятной окружающей обстановке личная эффективность дает нам веру в то, что мы сможем мобилизовать необходимые ресурсы, чтобы справиться даже с самыми сложными и неожиданными ситуациями. Такое отношение к работе повышает уровень субъективного благополучия и снижает стресс.
Следующий шаг – отмечать то, что вызывает положительные эмоции, найти удовольствие в том, что делаешь каждый день: не столько в результате работы, сколько в самом процессе, в общении с коллегами и партнерами. Даже если мы сейчас не создаем ничего из ряда вон выходящего, наша вовлеченность в рабочий процесс позволяет нам найти опору в себе и превращает работу в глубокий и обогащающий нас опыт. В общем, речь идет о том, чтобы в ситуации смены приоритетов у работодателей не слишком зацикливаться на целях и показателях. Удовольствие и мотивация на работе оцениваются не по таблицам Excel, а по поведению, состоянию духа и стилю общения в коллективе. 
В такие моменты важно позволить себе прислушаться к интуиции, к своим ощущениям, принимать во внимание то, что мы обычно (по своей воле или бессознательно) игнорируем, сделать так, чтобы ум, тело и сердце жили в ладу, в полной мере ощущать себя «здесь и сейчас» – все это поможет действовать и принимать верные решения. И в этом смысле удовольствие от работы окажется не целью, а средством.
И наконец, стоит задать себе вопрос о своих намерениях и поступках. Пытаясь интерпретировать собственные действия, мы легче обретем смысл работы. Делать что-то, что имеет смысл, – значит стараться понять, что дает нам энергию, и использовать это понимание, чтобы яснее мыслить и действовать. Потому что опыт обретает смысл только в душевной глубине того, кто этот опыт проживает.

Софи Петерс (Sophie Péters), консультант, эксперт по управлению персоналом, качеству жизни на работе и отношениям в рабочих коллективах, создатель консультационного кабинета Sens&Perspectives («Смысл&Перспективы», sensetperspectives.com).

воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Чужой опыт как средство тренировки интуиции

Интуиция – это загадочный феномен человека или вполне объяснимое явление? Можно ли её натренировать и использовать в повседневной жизни? Вопросы интересные, обширные, и требующие изучения. В рамках этой статьи мы попробуем показать, как работает интуиция, и предложим алгоритм, который даст возможность работать с «Шестым чувством».
Как работает интуиция?
Как правило, мы не обращаем внимание на знаки, которые подаёт нам подсознание, и потом жалеем об этом. Иногда, мы не замечаем то, что решение проблемы или задачи приходит моментально, словно озарение. Некоторые не представляют, что каждый такой знак — это результат серьёзной аналитической работы нашего персонального «Суперкомпьютера», который мы все привыкли называть подсознание. Эти процессы, как правило, сопровождаются определёнными ощущениями:
  • физическими (покалывание, боли, зуд); 
  • эмоциональными (страх, злость, радость); 
  • комбинированными (сочетание физических и эмоциональных чувств); 
Многие учёные считают, что наша интуиция – это не что-то магическое или мистическое, а вполне объяснимый процесс.
К примеру, вы смотрите кино, где негодяй поджидает свою жертву в тёмном подъезде. И по сценарию, этот преступник убивает человека внезапно – в темноте. Кино просмотрено, и отложив попкорн и газировку, вы пошли спать. Пока вы отдыхаете, ваш внутренний «Суперкомпьютер» анализирует поступившую информацию. На следующий день, возвращаясь с работы поздно вечером, в тёмном подъезде на вас наваливается тревожное чувство. Что это? Как раз так выглядит сигнал нашей интуиции, что тут может быть небезопасно.
Таких примеров можно привести очень много. Часть из них – это наши собственные переживания, а другая часть – это чужой опыт. Как говорят: «Дурак учится на своих ошибках, а умный на ошибках дурака». Отсюда мы попробуем вывести алгоритм действий, который позволит тренировать нашу интуицию.
Интуицию можно тренировать
Для начала необходимо решить, что это действительно вам необходимо. Ведь многих устраивает их отношение со своим подсознанием. Далее, если ответ утвердительный, постарайтесь выделить время для ежедневных занятий. Например, 20 минут вечером/утром или распределить время на весь день. Продолжительность занятий выбирайте сами. Ваши тренировки не должны вызывать дискомфорт. В этом деле важен личный интерес и постоянная работа.
Итак, обозначим основные части алгоритма, который поможет улучшить взаимодействие со своей интуицией:
  • Осознание того, что вам это действительно нужно. 
  • Концентрация внимания и тренировка памяти. 
  • Изучение информации о ситуации и расслабление. 
Как видите, алгоритм довольно простой и сложность заключается лишь в том, чтобы довести все эти действия до автоматизма и сформировать навык.
Концентрация внимания и тренировка памяти
Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал чувство глубокой концентрации. Но в большинстве случаев, получить желаемое сосредоточение сложно, т. к. нет должного внимания к этой проблеме. Мысли кружат в голове, и непонятно, что же сейчас мелькает в нашем сознании. В среде таких помех очень сложно расслышать тихий голос своей интуиции. Поэтому от этого «мусора в голове» нужно избавляться, используя различные техники, которые вы можете выбрать по собственному усмотрению. Мы дадим несколько названий техник, описание которых можно посмотреть в интернете:
  • «Осознание себя»; 
  • «Созерцание»; 
  • «Сосредоточение на чёрном круге»; 
Для чего это нужно? Во-первых, ваш ум придёт в порядок и мысли станут более ясными. Во-вторых, концентрация необходима для того, чтобы выполнять остальные упражнения, о которых пойдёт речь.
Также мы рекомендуем выполнять упражнения для развития памяти. Это позволит запоминать необходимую информацию для анализа данных без каких-либо подручных средств. Правильное интуитивное решение может быть принято только, если существует достаточное количество сведений о проблеме. Вы можете выбрать способы, которые подходят вам. Мы советуем обратить внимание на следующие техники:
  • «Мнемотехники»; 
  • «Метод повторения постепенным накоплением»; 
  • «Метод голографической памяти»; 
Упражнения на концентрацию и развитие способностей к запоминанию лучше делать одновременно, так как это поможет добиться наилучших результатов.
Изучение информации о ситуации и расслабление
Очередным шагом в тренировке своей интуиции будет сбор информации о ситуации, в которой вы хотите получить подсказки от вашего подсознания. Давайте, для примера, возьмём «Предстоящее собеседование с работодателем».
В наше время доступ к Internet есть у каждого, поэтому воспользуемся популярными сервисами и найдём 30 различных видео, на которых запечатлено проведение собеседования с кандидатом (чем больше материала для обработки тем лучше). Далее, вооружаемся блокнотом и карандашом. Также можно использовать диктофон или телефон с такой функцией.
Перед просмотром ролика сконцентрируйтесь.
В состоянии сосредоточения, просматривайте видео, останавливаясь на сложных и интересных местах, фиксируя на бумаге или в диктофоне вопросы, интонации, шутки, поведение собеседников, ошибки – все, что вам покажется важным.
После каждого ролика, в течение 1 — 2 минут, прогоняем в своём воображении увиденное. После переходим к следующему.
Отработав весь видеоряд, просмотрите ваши заметки, чтобы окончательно закрепить результат.
Расслабьтесь и посмотрите в окно, немного подышите и отпустите из сознания мысли о проделанной работе. Переключитесь на что–то другое.
Эта методика работает следующим образом. Уделяя столь пристальное внимание определённой теме, Вы как бы говорите своему подсознанию, что «Это желательно запомнить и в нужный момент использовать». Наличие информации о разных ситуациях, которые могут происходить на собеседовании, поможет вашей интуиции проанализировать ситуацию и выдать правильное и интуитивное решение в момент, когда вы будете в этом нуждаться.
Выполняя этот несложный алгоритм, в скором времени вы сможете применять его в разных случаях. Примерно через месяц, сформируется навык, что, без сомнения, будет полезным для вас. Описанные выше приёмы работы с подсознанием, имеет смысл дополнять и модифицировать в соответствии с вашими целями, потребностями и личными характеристиками. И на последок, рекомендуем ознакомиться со следующей литературой, которая поможет более детально разобраться с этой темой:
  • «Думай медленно решай быстро» (Даниэль Каниман); 
  • «Полноприводной мозг. Как управлять подсознанием»; 
  • «Озарение – сила мгновенных решений» (Малкольм Гладуэлл); 
  • «Развитие памяти и способности концентрироваться» (Гарри Лорейн).