четверг, 15 ноября 2012 г.

15 ноября 2012 г. в отеле Ibis в г. Самара, компанией Softline, которая в последнее время активно развивает направление «бизнес-обучение», был проведен бесплатный семинар «Бизнес-тренинги и IT-обучение». Семинар был организован специально для руководителей учебных центров и специалистов отделов обучения. В рамках данного мероприятия, кроме вопросов IT-обучения, рассматривались, в частности, такие, как: необходимость обучения персонала, особенности бизнес-обучения, польза обучения для сотрудников, для организации, для бизнеса.

вторник, 13 ноября 2012 г.

Наше достояние



Суворов Александр Васильевич (1953) - российский психолог, педагог, поэт. Действительный член Международной академии информатизации при ООН, почётный международный доктор гуманитарных наук в Саскуаханском университете (США), доктор психологических наук, профессор Университета Российской академии образования. В возрасте четырёх лет Саша Суворов полностью ослеп, позже оглох. В 1964-1971 воспитывался в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей. В 1971 был переведён в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии Педагогических наук СССР. С 1971 обучался на факультете философии МГУ им. М. В. Ломоносова в качестве стажёра. С 1972 -1977 обучался на факультете психологии МГУ. Подобный эксперимент стал возможен благодаря энтузиазму доктора психологических наук А. И. Мещерякова, доктора философских наук Э. В. Ильенкова, академика АПН СССР А. Н. Леонтьева и их друзей. С 1977 Александр Васильевич работал в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне ПИ РАО). В 1996 в Психологическом институте Российской академии образования в форме доклада защищает докторскую диссертацию по теме «Человечность как фактор саморазвития личности». С 1999 - профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования. 

вторник, 6 ноября 2012 г.

Благодарность

Отступая от собственного правила, не писать в блоге о своей работе, дабы не делать себе дешевого PR-а, хочу выразить благодарность  сотрудникам ЦСКБ "Прогресс", прошедшим у меня обучение по программе "Основы управленческой деятельности" с 29.10 по 02.11. Это был уже третий тренинг и две предыдущие группы так же произвели на меня очень хорошее впечатление. Но данную группу я хочу отметить отдельно.
Молодые инженеры входящие в кадровый резерв, с очень высокой мотивацией на обучение, но и с очень высокими требованиями к программе, просто не давали мне расслабиться ни на минуту! Дискуссии  и обсуждения на тренинге были на столько оживленными и бурными, что мне, как тренеру, иногда было сложно управлять групповой динамикой, и добиваться поставленных учебных целей. Но не смотря на это результат работы группы меня просто поразил! Участники самостоятельно доходили до того, чему, казалось бы и не уделялось должного внимания во время обсуждений или в упражнениях, их точные и значимые выводы просто поражали! И в связи с этим особенно приятны те теплые слова которые они говорили после завершения обучения! Участники искренне и с воодушевлением говорили о том что тренинг не только оправдал их ожидания, но и даже больше того, сформировал у них стойкую мотивацию на дальнейшее обучение! Все как один говорили о важности и значимости подобных тренингов. Спасибо! За  вашу работу, за активное участие, за отличный результат, за то что повысили мою самооценку как тренера, и отдельное спасибо за ваши подарки (это было так неожиданно и трогательно!), и особенно за великолепную книгу Роберта Б. Чалдини "Психология влияния"!
Я надеюсь, так же как и вы, что это не последняя наша встреча, и мы сможем продолжить наше успешное сотрудничество!

четверг, 25 октября 2012 г.

Метод Эдварда де Боно


“Что бы мы не делали, чем бы ни занимались, о чем бы ни думали, у нас всегда есть возможность улучшить это посредством творческого мышления.”
Эдвард де Боно

Эдвард де Боно — Номинант Нобелевской премии 2005 года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. За последние 30 лет де Боно работал более чем с 50 крупными компаниями, преподавал в университетах Гарварда, Лондона, Оксфорда и Кембриджа.
Автор 58 книг, переведенных на 34 языка, выступал с лекциями в 52 странах мира.
В 1967 году доктор де Боно сфомулировал
технологию «латеральное мышление», методику поиска нестандартных идей и новых бизнес - возможностей. Оксфордский словарь английского языка расшифровывает латеральное мышление как «поиск решения проблем нетривиальными и алогичными методами».
Для того чтобы минимизировать усилия по переработке огромных информационных массивов, человеческий мозг работает в режиме постоянного добавления новых фактов, при этом актуализации всего информационного массива не происходит. В результате сопоставления ситуации с уже накопленным опытом выдается шаблонное решение.
Объясняя суть технологии, де Боно прибегает к следующему образу: он просит представить, что человеческая голова — это «кладовка», состоящая из большого количества «полочек», в которой обычно можно без труда найти то или иное решение, посветив в темноте «фонариком». Латеральное мышление позволяет осветить всю «кладовку» сразу. Правильное применение технологичных инструментов инновационного мышления позволяет выйти за рамки предсказуемых моделей и концепций. При этом технология эффективна во всех областях человеческой деятельности.
6 шляп мышления
Де Боно разделил процесс создания эффективного решения задачи на 6 составляющих, которые желательно продумывать отдельно, не смешивая с остальными.
Каждой составляющей мышления (или режимов мышления) сопоставлен образ в виде шляпы своего цвета, который предлагает анализ ситуации под определенным углом.
Вот эти шляпы.



Белая Шляпа. Информация. Вопросы.
Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Если руководитель предлагает своим подчиненным надеть Белую шляпу— это значит, что он ждет от них полной беспристрастности и объективности, призывает выкладывать лишь голые факты и цифры, как это делает компьютер. Поначалу к такому способу мышления привыкнуть сложно, потому что нужно избавиться от любых эмоций и суждений. «Четыре наших партнера отказались брать нашу продукцию». «Конкуренты снизили цены на 20%, а у нас нет для этого необходимого запаса прочности».
Здесь акцент на "статус кво", ситуацию как есть сейчас. Можно назвать эту шляпу – фактолюб.


Черная Шляпа.
Осторожность. Суждение. Оценка. Логический негатив
Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
В черной шляпе – вы типичный критик. Мышление в Черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. «А имеет ли смысл выпускать новый продукт, если у нас плохо расходится старый?» «Мне эти цифры кажутся чересчур оптимистичными и не соответствующими положению дел. Если мы будем на них опираться, то потерпим неудачу». «Миссия» черной шляпы — нанести на карту как можно больше зон риска.
Обычно с мышлением в этой шляпе никаких проблем не возникает. По двум причинам: во-первых, в мозге зон тревожности гораздо больше, чем зон позитива или удовольствия, во-вторых, менталитет русского человека предполагает поиск и предсказание «задниц» в любой, даже самой позитивной на первый взгляд ситуации.

Желтая Шляпа.
Преимущества. Логический позитив.
Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Желтая шляпа — антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой). «Маловероятно, что он придет, но все же надо пригласить его на открытие». «Мы сможем реализовать этот проект, потому что у нас достаточно средств и есть возможность маркетинговой поддержки». Но при этом мыслительный процесс в желтой шляпе непосредственно с творчеством не связан.


Зеленая Шляпа.
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения.
Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Зеленая шляпа —моя любимая. Это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы в сложившейся ситуации. Надев зеленую шляпу – вы становитесь генератором идей.


Красная Шляпа.
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Красную шляпу надевают редко и на очень короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции. Это возможность выпустить пар: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении». В отличие, скажем, от черной и желтой шляпы свои эмоции никак обосновывать не нужно. «Я не хочу знать, насколько подготовлен этот кандидат, он мне просто не нравится».
Очень часто люди себя так ведут в обычной жизни, когда высказывают свои негативные эмоции – «ЭТО НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ», но обосновать их никак не могут.


Синяя Шляпа.
Организация мышления. Мышление о мышлении.
Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Синяя шляпа – это аналитик и модератор. Эта шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников совещания стремятся к единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий совещания, он все время в синей шляпе. Подобно дирижеру, он управляет оркестром, дает команды надеть ту или иную шляпу. «Мне не нравится ваш подход к делу. Отложите-ка на время вашу черную шляпу и наденьте зеленую».
Синяя шляпа – шляпа, которая чаще всего «западает», потому что это редкий навык уметь выйти из ситуации и посмотреть на нее со стороны.